С 7 февраля 2019 года в Кыргызстане официально вступит в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Но пока непонятно, как будет работать система, в какие компании идти за полисом, когда начнут штрафовать за его отсутствие и почему правительство так долго тянет с нужными документами.
Корреспондент 24.kg поговорил с главой Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком Санжаром Муканбетовым, который ответил на 12 наших «почему» об ОСАГО.
— Почему решено отсрочить введение штрафов за отсутствие ОСАГО?
— Законопроект об ОСАГО вступает в силу 7 февраля 2019 года. Но в Кыргызстане 1,1 миллиона транспортных средств. За один день их владельцы просто физически не смогут оформить полис. Логично дать льготный период в полгода, чтобы законопослушные граждане могли оформить полисы ОСАГО.
— Почему полгода? Почему не месяц, два, год?
— Думаю, полгода вполне достаточно, чтобы полисы ОСАГО могли получить все желающие. А с августа 2019 года начнут действовать санкции для тех, у кого ОСАГО нет.
— Почему для иностранцев не будет отсрочки по штрафам?
— Тут действуют паритетные отношения. Когда наши автолюбители выезжают на своих автомобилях, например, в соседний Казахстан, они должны оформить их ОСАГО. Таковы требования. Чтобы соблюдался паритет, мы не планируем отсрочки для иностранцев.
— Почему Госфиннадзор решил установить базовую ставку полиса ОСАГО в 1 тысячу 680 сомов?
— Чтобы вычислить стоимость полиса, мы вели актуарные расчеты. В расчет брали количество транспортных средств в стране, число ДТП, погибших и раненых в них. Исходя из этих факторов, рассчитали базовый тариф в 1 тысячу 680 сомов. Он умножается на пять коэффициентов.
Мы взяли разные категории машин. Минимальный тариф для малолитражки от 1 тысячи 680 до 2,2 тысячи сомов.
Глава Госфиннадзора Санжар Муканбетов
Для маршруток тариф будет выше. Это большой транспорт, который несет большую угрозу. У них стоимость полиса ОСАГО составит 4,5-5,5 тысячи сомов.
— Почему не будет пересмотра ставок базового тарифа?
— Ставки базового тарифа актуальны. Конечно, есть инфляция, индексация. Но в среднесрочной перспективе эти тарифы актуальны для Кыргызстана.
— Почему Госфиннадзор внес проекты по ставкам базового тарифа и отсрочке штрафа за отсутствие ОСАГО за два месяца до вступления закона в силу?
— Мы проводили расчеты. Работу завершили в октябре 2018 года. Расчеты по тарифам от 2016-го на сегодня не актуальны. Если вспомнить, то изначально тарифы были выше.
— Почему тарифы снизили?
— Если посмотреть динамику количества ДТП, их число за последние три года снизилось. Это отразилось на базовом тарифе ОСАГО.
— Почему до сих пор неизвестно, какие страховые компании будут выдавать полисы ОСАГО?
— Пока мы утверждаем нужные документы. Но уже есть девять компаний, которые хотят участвовать в проекте. И не только частные. Выдавать полисы планирует и Государственная страховая организация.
— Почему страховые компании не могут выдавать полисы ОСАГО прямо сейчас, не дожидаясь 7 февраля?
— Должны быть определенные правила страхования по ОСАГО. Сейчас базовые правила на согласовании в правительстве. Как только выйдет постановление, страховые компании подготовят свои правила, утвердят их, получат лицензии и смогут работать.
— Почему все нужные документы до сих пор не приняты и автовладельцы не могут получить полис?
— С 7 февраля 2019 года каждый автолюбитель сможет получить полис ОСАГО. До этого времени все нужные документы примем и представим список компаний, которые участвуют в проекте.
Наши проекты по установлению базовых ставок по стоимости полиса ОСАГО и отсрочке штрафа прошли общественное обсуждение. Сейчас они в правительстве на согласовании. Ждем подпись премьер-министра под нужным постановлением. Ожидаем, что до конца января все документы примут.
— Почему Госфиннадзор молчит и заранее не объясняет грядущие нововведения?
— Мы не молчим. Мы готовы все объяснять, чтобы исключить недовольство. Мы каждый день работаем в этом направлении. И я, и другие наши сотрудники дают интервью СМИ. Считаю, что это тоже разъяснительная работа.
— Почему снова не отложить внедрение ОСАГО, скажем, до 2021 года?
— Такие предложения есть. Но думаю, что и население, и вся инфраструктура для реализации проекта ОСАГО готовы. Нет смысла передвигать сроки.