15:12
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96

Кабылжан Хамидов: Невозможно просто взять камеру и сразу снять кино

Фото Facebook

Сегодня Международный день кино. В этот день в 1895 году в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок братья Люмьер продемонстрировали первый фильм «Прибытие почтового поезда».

Накануне праздника о кинематографе мы побеседовали с известным кыргызским оператором Кабылжаном Хамидовым, получившим премию фестиваля «Киношок» за работу в «Ночной аварии».

С чего все началось

Мой отец — фотограф и художник. И я всю жизнь находился в этой творческой среде. Можно сказать, что я родился с фотоаппаратом в руках.

В 10 лет попал в хореографическое училище, затем учился в школе при Государственном академическом ансамбле народного танца имени И.Моисеева. Четыре года провел в Москве, но после развала СССР танцы и искусство стали никому не нужны. Вернулся в Бишкек, танцевал в ансамбле «Ак-Марал». В лихие 90-е, как многие в то время, занимался бизнесом.

Facebook
Фото Facebook

У меня всегда была мечта поработать в кино, неважно, в качестве кого, лишь бы почувствовать эту атмосферу.

В Дом кино я попал в 1999 году. Там познакомился со всеми нашими киношниками.

Первый опыт

Когда мне было 11 лет, пригласили сняться в эпизоде ленты Геннадия Базарова «Первый». Я должен был танцевать. Эпизода этого, правда, в фильме нет, но с тех пор я мечтал попасть в кино.

В кино я попал сначала в качестве второго режиссера у Бакыта Карагулова в картине «Плач матери манкурта».

Facebook
Фото Facebook. С Аширом Чокубаевым на съемках фильма «Райские птицы» (2006)

Первым фильмом, в котором я выступил в качестве оператора, был «Неизвестный маршрут» Темира Бирназарова.

«Неизвестный маршрут» — самая сложная на сегодняшний момент моя работа.

Действие происходит в автобусе, 23 актера. Но когда я прочитал сценарий, сразу вцепился в него. Задача, конечно, стояла огромная. До этого я снимал только короткие ролики, опыта работы в полнометражном кино не было. Однако я убедил Темира Бирназарова, что смогу это сделать, хотя все в команде были против новичка-оператора.

Об учителях

«Киношного» образования у меня нет, но меня всегда окружали очень хорошие люди, художники. Благодаря им я многому научился. Был такой замечательный художник Талгат Асыранкулов. Мы с ним много работали. Баиш Исманов мне много дал в жизни.

На судьбу очень повлияли Алимжан Жоробаев, Александр Федоров. С ними много путешествовали по Кыргызстану. Они фотографировали, а я снимал поездки на видео.

Многому я научился у Темира Бирназарова. Ему огромное спасибо, что поверил в меня. Очень интересный человек. Мне нравится, как он воспринимает мир.

Благодаря окружению я и добился таких результатов.

Конечно, в любой профессии необходимо знать базовые вещи, но главное все-таки — практика. Невозможно просто взять камеру и сразу снимать кино.

О великих

Из любимых работ — фильм 1997 года иранского режиссера Маджида Маджиди «Дети небес». Какая там замечательная операторская работа, какая замечательная режиссерская работа! Эту картину не описать словами, ее надо смотреть.

Нравится работа оператора Сергея Урусевского, особенно в фильме «Я — Куба» 1964-го. По тем временам это была просто фантастическая работа.

В этом списке, конечно, «Война и мир». Операторская работа впечатляющая.

О «Ночной аварии»

Фильм «Ночная авария» снят по сценарию Талипа Ибраимова. Изначально это был небольшой рассказ «Гнездо кукушки». Но во время разработки ленты Талип-байке скончался, и мы долго думали, как закончить ее. В результате взяли три его рассказа и соединили в одно произведение.

Ездили по стране, искали место для съемок. Остановились на Иссык-Куле. Снимали в Тоне.

Facebook
Фото Facebook. На съемках фильма «Ночная авария»

Твердого сценария у нас не было. Из профессиональных актеров был только народный артист Акылбек Абдыкалыков. Снялась почти вся наша киногруппа: художник-постановщик, декоратор, шоферы, ассистенты.

Такого успеха не ожидал никто. Главное признание было на таллинском фестивале «Темные ночи», где мы получили Гран-при. Мы радовались, когда попали на конкурс: картину выбрали из более чем 600 фильмов.

Facebook/Dina Jakob
Фото Facebook/Dina Jakob. Премии за лучшую операторскую работу Кабылжана Хамидова и за лучшую музыку Асылбека Озубекова фестиваля «Киношок»

«Ночная авария» — живое кино. Например, в фильме гремит гром, все думали, что это звуковые эффекты, а это живой кадр. Молнии, бушующие облака, радуга — все настоящее.

О кино в Кыргызстане

В Кыргызстане снимать коммерческие фильмы опасно. Делают малобюджетные картины, потому что оправдать их потом будет сложно. В республике 5 миллионов человек, на фильм сходят 10 тысяч: не выгодно.

Кино сейчас — товар. Его надо правильно продать. А в стране мало специалистов, которые занимались бы продвижением фильмов. А это же отдельная профессия.

Facebook
Фото Facebook. C Мишелем Платини

Несмотря ни на что, у нас продолжают снимать кино, и это хорошо. Есть в КР талантливые молодые люди. Например, Асель Джураева. Сняла столько хороших фильмов, достойно представляет республику на международных фестивалях.

Что посмотреть

Все фильмы пересмотреть невозможно. Советую смотреть кино о том, что вас волнует в этой жизни.

Посмотрите «Дети небес», картины южнокорейского кинорежиссера Ким Ки Дука, например, ранние его работы «Пустой дом», «Весна, лето, осень, зима... и снова весна», «Натянутая тетива».

Популярные новости
Бизнес