02:06
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

В Бишкеке отмечают 155-летие со дня рождения знаменитого кыргызского импровизатора Женижока

В Бишкеке отмечают 155-летие со дня рождения знаменитого кыргызского импровизатора, выдающегося акына рубежа XIX-XX веков Женижока (Ото Коко уулу).

По этому поводу сегодня в зале отдела редких и особо ценных изданий Национальной библиотеки КР имени А.Осмонова открылась книжная выставка «Ак тандай акын баскан жол». На ней представлены книги, газетные и журнальные статьи, отражающие жизненный и творческий путь акына.

«Женижок - самый яркий акын-токмо, мыслитель и гуманист, воспринявший и развивший демократические традиции устного народного творчества, оставил заметный след в духовной жизни кыргызов. О его находчивости и красноречии ходили легенды», - сказала ИА «24.kg» сотрудник библиотеки Чолпон Шабданова.

По ее данным, Женижок родился в 1860 году в местности Сары-Кобон Таласской долины и умер в 1918-м. «Судьба талантливого акына-токмо складывалась непросто: на его долю выпало немало испытаний. Уже будучи подростком, он пел известные дастаны «Кожожаш», «Эр Тоштук», эпос «Семетей». Его поэзию отличают мудрость и поэтичность. По свидетельству современников, в состязаниях акынов никто не мог его победить. По преданию, Женижок мог, к примеру, об «аккан суу» (проточной воде) импровизировать в течение семи дней, при этом описывая диковинных животных, живущих в глубинах океана. Народная память сохранила лишь тексты его «терме». Это песни-нравоучения, наставления, обличения и другое, а также «терме» философского содержания, в том числе о своем времени («заман ыры»). Женижок знал наизусть Коран на языке оригинала. Он часто прибегал в своем творчестве к высказываниям из этой священной книги, воспитывая в людях нравственность, этику, порядочность», - продолжила Чолпон Шабданова.

Она отметила, что произведениям акына присущи философские умозаключения и подход к вопросам о Вселенной, различным явлениям природы, смыслу человеческой жизни. «Наиболее известные его произведения – «Жалгыз тал», «Аккан суу», «Дунуйо», «Жер соорусу Аксы экен», «Айтайын Аксы жеримди», «Балалык», Оскон жер», «Биздин жер». Главный источник развития творчества Женижока – это нежность и любовь к своей земле. Герои его произведений черпают в родной земле силу, бескорыстно верны ей, готовы пожертвовать жизнью во имя счастья народа. В творчестве Женижока сильны идеи гуманизма, человечности. «Храбрость не в силе, а в сердце», «У разумного человека есть и нежное сердце. Не причиняй ему боли», - учит мудрец», - подчеркнула Чолпон Шабданова.

По ее словам, акын утверждал, что человек становится истинным сыном своей земли и гражданином тогда, когда, любя свой народ, свой язык, обычаи, изучает историческое прошлое не только своего народа, беря лучшие качества у других. «Мысли Женижока питали народ. Безграничная любовь и авторитет его у простых людей объясняются гражданской позицией акына, талантом сказителя. Людей радовали мелодии его комуза, их волшебные звуки, песни-призвания, песни наставления, песни-беседы. Знаменитые акыны Токтогул, Коргоол, Эшмамбет, Калык и другие были его учениками. В советское время творчество акына было охарактеризовано как «реакционно-мистическое», и оно начало издаваться лишь с 1982 года», - заключила Чолпон Шабданова.  

Бизнес