06:02
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Болот Осмонов: Опера и балет могут изменить мышление кыргызстанцев

Каким будет 73-й сезон в Кыргызском национальном театре оперы и балета имени А.Малдыбаева? В канун Международного дня музыки, отмечаемого 1 октября, гендиректор театра Болот Осмонов рассказал ИА «24.kg» об основных направлениях развития заведения культуры и прокомментировал некоторые моменты его жизни.

- Как шла подготовка ко II Международному фестивалю оперного искусства имени народного артиста СССР Б.Минжилкиева, который стартует 4 октября?

- Особых трудностей в организации, честно говоря, не было, потому что мы обладаем опытом проведения подобных мероприятий: я проводил Дни памяти Болота Минжилкиева с участием Гергиева, первый фестиваль, также приуроченный к юбилею Минжилкиева, три фестиваля Бюбюсары Бейшеналиевой. В апреле был в Санкт-Петербурге, встречался с руководством Мариинского театра, до этого договаривался с Валерием Гергиевым. В апреле 2010 года должен был состояться фестиваль, посвященный Минжилкиеву. Тогда в планах было открытие торжества новой постановкой - «Трубадур». Но, к сожалению, Мариинка не смогла приехать.

Валерий Абисалович Гергиев горячо поддержал идею проведения фестиваля. Мариинский театр берет на себя транспортные расходы, гонорар солистов и так далее. Представьте себе сумму гонорара семи солистов Маринки, дорогу сюда и обратно… Для нас это было бы неподъемно. Примерно таким же образом я договаривался с Москвой (театром «Новая опера») об участии их артистов в нашем фестивале. На сегодня у нас набралось 18 солистов. Изначально мы уже знали количество тех спектаклей, которые будут идти, их названия.

- А Кыргызстан финансово участвует в проведении фестиваля?

- Естественно, участвует. Еще в 2014 году (я тогда еще работал в Минкультуры КР) мы заложили в бюджет финансирование этого фестиваля. Ведь всех гостей нужно встречать, размещать, кормить, обеспечивать местным транспортом и так далее. Из всех прибывающих несколько человек приезжают за наш счет. Все это предусмотрено бюджетом.

Кыргызстан должен, по идее, выделить 1 миллион сомов. Но как это получится до конца, пока не могу сказать. Минфин говорит: вот-вот, вот-вот… Ждем финансирования. Это немного напрягает, так как уже надо заказывать печатную продукцию – пригласительные билеты, афиши, постеры, программки на спектакли, баннеры и другое. Мне пришлось обратиться с гарантийным письмом в типографию с просьбой оплатить заказ позже. Они пошли нам навстречу и все приготовили. Надеюсь, фестиваль пройдет на высоком уровне.

- Какова его цель?

- Самое главное – мы отмечаем 75-летний юбилей величайшего, говорю это без преувеличения, вокалиста XX века Болота Минжилкиева. Такие люди рождаются раз в сто лет. Кроме этого, передо мной и театром стоит задача – популяризировать оперное искусство в республике, поднять имидж театра. То есть через эти виды искусства - оперу и балет - изменить мышление наших людей, поднять их культурный уровень. Через фестиваль хочется привлечь в театр молодежь, чтобы она стала нашим постоянным зрителем. Есть цель также сделать зал театра полным во время спектаклей, как это было в советское время.

Фестиваль даст возможность поднять статус театра в творческом плане, потому что за последние годы творческий уровень опустился очень низко.

- Расскажите об основных планах на будущий сезон.

- Сезон открыли опера «Ай-Чурек» и балет «Чолпон». Что порадовало: полный зал в эти дни. Артисты мне говорили: «Мы давно не видели столько народу, и они так горячо принимали нас!» (улыбается). Ну а в планах, в первую очередь фестиваль оперного искусства 4-11 октября, об этом мы уже говорили. Затем начнутся регулярные спектакли. Уже идет работа по изготовлению новых декораций и костюмов к балету «Лебединое озеро». Это один из самых популярных и кассовых спектаклей. Перед народным художником КР Макеном Сыдыкбаевым поставлена задача, что по костюмам и декорациям это должен быть самый лучший спектакль на территории СНГ. Чтобы когда занавес раскрылся, зрители восхищенно ахнули! Пытаемся к этому идти, эскизы декораций пока мне нравятся, и костюмы шьются очень богатые. Естественно, денег опять не хватает, но буду искать.

В конце ноября выйдет премьера «Лебединого озера». В начале декабря состоятся еще две премьеры. Пытаюсь пригласить кого-то из артистов из Москвы. Цель - не только показать новый спектакль, но и заработать на нем деньги, чтобы затем направить их на следующий спектакль, который мы также восстановим. Параллельно провожу работу с Бишкекским музыкальным обществом. Если его члены помогут собрать средства, сможем поставить детский спектакль «Белоснежка и семь гномов». Но к какому сроку нам удастся это сделать, неизвестно.

Когда государство дает театру определенную сумму денег, допустим, 6 миллионов сомов на три спектакля, я знаю, что поставлю их, потому что у меня есть средства. Но когда их нет, то планировать не могу. Могу лишь сказать, что работаем над этим. Например, я буду разговаривать со спонсорами, пытаться поставить к 23 апреля 2016 года оперу «Князь Игорь». Именно ко дню рождения Болота Минжилкиева. А 17 мая наступает другой юбилей – 90-летие Бюбюсары Бейшеналиевой. Естественно, театр должен будет отметить и эту дату большим фестивалем и восстановить какой-нибудь спектакль – «Жизель» или «Баядерку». В 2016-м грядет еще один юбилей – 110-летие композитора Абдыласа Малдыбаева. К этой дате также будет приурочено мероприятие, и оно будет не однодневным. Оно состоится, скорее, в начале следующего сезона, осенью.

В целях приобщения современного зрителя к искусству очень хочется сделать театр оперы и балета доступным для всех, чтобы наши спектакли смотрели и взрослые, и дети. В связи с этим ежемесячно будем проводить благотворительную работу. Ближайшее мероприятие - 30 сентября. Театр проведет праздничный концерт для представителей старшего поколения, людей с ограниченными физическими и материальными возможностями.

Рады мы видеть в театре школьников и студентов. Для них мы готовы показывать целевые спектакли в удобное для учебных заведений время. Для удобства зрителей внедряем электронную продажу билетов.

- Все эти планы выглядят грандиозно… А развитие какого направления – оперы или балета - в новом сезоне будет более приоритетным?

- Считаю неправильным развивать какое-то одно направление. У меня приоритета нет. Оба направления одинаково дороги, важны и близки. В то же время говорить, что на сегодня балетная труппа сильнее оперной, неверно. Потому что обе части одинаково страдают от нехватки кадров. Из балетной части можно насчитать человек восемь, которые сейчас находятся за границей. Великолепные танцоры в Алматы, Астане, Санкт-Петербурге, Перми… Как только у нас артист более-менее встает на ноги, его тут же пытаются забрать другие театры.

А недостатки - да, есть в работе обоих направлений. С этим будем бороться. Самое главное, что мы все эти болячки знаем. На фестиваль к 75-летию Минжилкиева приедут прославленные заграничные артисты, которые хоть немного, день-два позанимаются с нашими солистами. Позже я постараюсь договориться с педагогами из театров Москвы и Петербурга о приезде к нам на месяц-два для работы. И это будут не только педагоги по вокалу, но также концертмейстеры, хореографы. Все это так же, как и я, видит, знает и худрук театра Искендер Сартбаев.

- Кстати, о новом худруке. Чем руководствовались, когда решили утвердить в театре эту должность?

- Мое решение о появлении худрука в театре не было спонтанным. Цель – поднять творческий уровень в учреждении. У Искендера Кубанычбековича хорошее образование, он заканчивал ГИТИС как режиссер именно оперного театра. В нашем театре он с детства, его отец был известным режиссером. Он очень хорошо знает творческую часть, много лет работал главным режиссером в театре.

- Кто теперь определяет репертуарную политику театра – худрук или директор?

- За всю творческую часть в театре (спектакли, их количество, очередность и другое) отвечает художественный руководитель. Я спрашиваю с него за качество и все остальное и не вмешиваюсь в его дела, но оставляю контроль за собой. В работе у меня четыре направления: творческое (худрук), менеджмент (исполнительный директор, который занимается хозяйственной частью), маркетинг (замдиректора по работе со зрителем), финансовое (главный бухгалтер). Хотите, скажу, чем я еще занимаюсь кроме контроля? Поиском денег для театра. Сейчас идет огромный расход средств. Нужно все, начиная от нитки, иголки, гвоздя и заканчивая костюмами и декорациями. В списке для театра сотни наименований предметов, которые необходимо купить. Я должен обеспечить всем этим, чтобы мой худрук мог спокойно работать над своей творческой частью.

- Не секрет, что оперная и балетная труппы не первый год испытывают кадровый голод. Как остановить утечку молодых кадров?

- Если б у человека было две жизни, он бы сказал: одну проживаю для себя, где мне лучше, а вторую жизнь живу как патриот. Но у нас одна жизнь. Уехавших на работу за границу ребят я не могу осуждать – они хотят жить лучше, зарабатывать больше. Ну что тут поделать? Я пока при всем желании не могу удовлетворить их потребности. Поэтому утечка кадров, думаю, будет продолжаться. Ведь жизнь театра, в том числе и финансовая, неразрывно связана с жизнью страны. А экономическая ситуация в КР вам известна. Поэтому я всегда повторяю: престиж профессии артиста опустили ниже плинтуса…

- Под занавес прошлого сезона очень много говорилось о ремонте и реконструкции здания театра оперы и балета внутри и снаружи. Когда они начнутся?

- Мы ждем ремонта и реконструкции, но когда они начнутся, не знаю. В августе во время визита и осмотра театра премьер-министр Темир Сариев отнесся с пониманием к нашим проблемам. Нам было дано задание подготовить смету расходов. Мы это сделали, отдали. Там получился не один вариант расходов – и минимальный, и максимальный. Из Санкт-Петербурга по моему приглашению приехала специальная группа, которая осмотрела сценическое оборудование. Они сказали: «Ребята, ничего не выбрасывайте, все это музейные ценности». 1956 год… (смеется). Собрав всю документацию, осмотрев ее, посчитав, прислали полный проект реконструкции сценического оборудования на сумму свыше 7 миллионов евро. Теперь правительство будет искать финансирование. Когда оно появится, пока неизвестно.

Бизнес