Пандемия коронавируса подстегнула кыргызстанцев активно пользоваться электронными деньгами. И если покупки с карты для многих жителей нашей страны еще вызывают опасения, то вот с электронными кошельками дружба сложилась.
По данным Национального банка, по итогам первого квартала 2022- го в стране зарегистрировано 4,8 миллиона электронных кошельков.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 26,1 процента. Из них количество идентифицированных электронных кошельков составило 1 миллион 475 тысяч. Объем операций по переводу денежных средств между электронными кошельками составил 4 миллиарда сомов, а количество переводов выросло — около 1,4 миллиона операций.
Зачем нужен электронный кошелек
С помощью электронного кошелька можно расплачиваться за товары и услуги и при этом не использовать ни наличные, ни банковский счет. Переводы между кошельками проходят мгновенно. В принципе без него можно обойтись, но у электронных денег есть несколько плюсов, особенно когда вы расплачиваетесь онлайн.
Чтобы пользоваться электронным кошельком, не нужно открывать банковский счет. Необязательно даже выходить из дома — завести кошелек можно дистанционно.
За открытие кошелька денег не берут. Адресат получит деньги мгновенно. Правда, при отправлении денег в некоторых случаях есть комиссии. Поэтому тарифы лучше уточнять заранее, до открытия кошелька.
Можно завести кошелек специально для расчетов в интернете и класть на него нужную сумму прямо перед переводом продавцу.
Это гораздо безопаснее, чем платить зарплатной картой. Вам не придется указывать номер вашей карты, ее срок действия, секретный код. А значит, даже если вы попадете на фишинговый сайт, мошенники не смогут получить доступ к вашему банковскому счету.
Кто обеспечит безопасность?
Раньше в Кыргызстане можно было открывать электронные кошельки анонимно. Да, возможности по ним были ограничены. Для переводов больших сумм все-таки нужна была идентификация. Но затем Национальный банк, который следит за работой систем электронных денег, изменил правила игры.
С 1 октября 2020 года в стране запрещены любые финансовые операции с неидентифицированными электронными кошельками/мобильными приложениями агентов платежных организаций (операторы мобильной сотовой связи).
Это сделано для минимизации имеющихся рисков исполнения требований закона о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. Кроме того, с идентифицированных кошельков/МПА не получится совершать какие-либо анонимные транзакции.
Поэтому сейчас при открытии кошелька вам обязательно придется пройти процедуру его идентификации и верификации. Благодаря этому в том числе обеспечивается и сохранность средств. В случае сбоя в автоматизированной системе операторы систем электронных денег без проблем вернут деньги. Благодаря идентификации у кыргызстанцев будет больше гарантий сохранности средств и того, что платеж обязательно дойдет до адресата.
Как завести и пополнять кошелек?
В Кыргызстане сейчас действуют девять локальных систем расчетов электронными деньгами. Они позволяют хранить электронные деньги и проводить безналичные платежи. Фирменные электронные кошельки предлагают как операторы мобильной связи, так и коммерческие банки. В этом сегменте выбор у кыргызстанцев более чем достаточный.
Перед открытием кошелька сначала изучите условия его использования, правила и тарифы на переводы электронных денег.
Выясните, какими способами и с какими комиссиями можно пополнять кошелек и снимать с него наличные. Обратите внимание на срок хранения денег. Может оказаться, что кошелек могут закрыть, если владелец долго им не пользовался. Открыть кошелек можно дистанционно. Но все равно перед скачиванием приложения внимательно изучите все условия, чтобы потом не терять деньги на комиссиях за перевод или пополнение.
Пополнять кошельки можно со своей банковской карты через мобильный банкинг: выбираете соответствующий раздел и перечисляете средства.
Удобнее выбирать кошелек своего банка или мобильного оператора, услугами которого пользуетесь.
Если речь идет о кошельках коммерческих банков, то вам могут предложить одновременно открыть и карту. В этом случае средствами кошелька можно будет расплачиваться как онлайн, так и офлайн.
Через терминалы. Во всех терминалах есть соответствующий раздел. Кроме того, у операторов электронных кошельков работают и собственные платежные терминалы. Через них пополнять кошелек выгоднее — нет комиссий.
Помните о мошенниках!
Электронные кошельки, как и банковские карты, защищены от мошеннических действий. Но это не значит, что деньги с них не попытаются украсть. Если вы часто пользуетесь кошельком и храните на нем существенные суммы, то нужно быть предельно внимательными.
При использовании электронного кошелька не надо хранить свои логин, пароль, ПИН-код и другие персональные данные на устройствах доступа (персональный компьютер, мобильный телефон и так далее) или других незащищенных носителях. Не сообщайте также эти сведения кому-либо и не размещайте персональные данные в доступных местах.
Нужно периодически менять ПИН-код, пароль и не использовать пароли с низким уровнем защиты, такие как имя или дата рождения.
Надо регулярно проверять историю операций и остаток на электронном кошельке для отслеживания ошибок или неавторизованных операций по электронному кошельку. Не используйте для входа в личный кабинет случайно подобранные мобильные устройства, публичные или непроверенные компьютеры, установленные в общественных местах (компьютерные клубы, библиотеки и тому подобное).