02:01
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

В модернизацию аэропорта «Манас» готовы вложиться инвесторы. Что о них известно

Центр государственно-частного партнерства готовится объявить конкурс на выбор инвестора для модернизации международного аэропорта «Манас». Взамен на вложение средств компания получит главную воздушную гавань страны в управление на 28 лет.

Чиновники уверяют, что уже есть желающие реализовать проект. Редакция 24.kg собрала все, что известно, о возможных будущих инвесторах проекта. А заодно вспомнила тех, кто когда-то проявлял к «Манасу» интерес.

Немецкие и французские решения

По последним данным, реализовать проект по модернизации аэропорта готова дочерняя компания аэропорта Мюнхена Munich Airport International. Она учреждена в 2017 году для работы по международным контрактам в области консалтинга, управления аэропортами и обучения.

Munich Airport International (MAI) предлагает услуги по управлению аэропортами, консультации и обучение по всему миру. MAI уже реализовала 125 проектов в более чем 45 странах.

MAI использует передовые практические решения для всего жизненного цикла аэропорта. С начала 2019 года MAI отвечает за эксплуатацию, техническое обслуживание и управление концессией существующего и нового терминала А в международном аэропорту Newark Liberty International Airport (США). Кроме того, аэропорт Мюнхена и MAI выступают в качестве оператора в аэропорту Софии (Болгария) и для PIA в аэропорту Тегусигальпа (Гондурас).

Еще одна европейская компания, которая готова войти на кыргызский рынок — французская Egis. Это международная компания, предоставляющая инжиниринговые и консалтинговые услуги в области транспорта, городского развития, строительства, водоснабжения и энергетики. Группа имеет представительства в более чем 100 странах и около 50 офисов во Франции.

Компания известна своим участием в разработке концепции развития проекта «новой» Москвы.

Она на 75 процентов принадлежит французскому банку Caisse des Depots и на 25 процентов — компании Iosis Partenaires.

От Малайзии до Аргентины

Среди претендентов на инвестиции в главную воздушную гавань Кыргызстана — MalaysiaAirports. На сегодня компания является одной из крупнейших групп операторов аэропортов в мире (с точки зрения количества обслуживаемых пассажиров), управляя 39 аэропортами по всей Малайзии (с пятью международными аэропортами, 17 внутренними и 17 взлетно-посадочными полосами), а также одним международным аэропортом в Турции (аэропорт Сабиха Гокчен в Стамбуле). Ранее предоставляла услуги по управлению аэропортами Ангкор и Пномпень в Камбодже, Хайдарабад и Дели в Индии.

Еще одна — аргентинская компания Corporacion America основана в 1998 году, тогда же она приобрела концессионные права на управление 33 аэропортами в Аргентине. Сейчас она руководит 53 аэропортами по всему миру, в том числе в Бразилии, Армении, Италии, Эквадоре.

Индийская компания JMR специализируется на цифровых технологиях.

Портфель цифровых и корпоративных решений компании создан для удовлетворения потребностей в цифровой трансформации не только секторов финансовых услуг, но и других секторов бизнеса, включая коммунальные услуги, телекоммуникации и СМИ, розничную торговлю и транспорт, государственный сектор, производство и страхование.

Среди потенциальных инвесторов называется и корейская Incheon International Airport Corporation. Это один из крупнейших аэропортовых холдингов Азии, управляет аэропортом Сеула.

Россия и Китай

В 2014 году планировалось, что вложиться в модернизацию «Манаса» может крупная российская компания «Роснефть». Однако тут же разразился скандал. Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев заявил, что российской компании отдадут 51 процент акций аэропорта.

После поднявшейся шумихи россияне отказались от сделки.

Но позже заявили о своем желании создать на базе аэропорта «Манас» хаб вместе с «Новапорт» и ОАО «РосНАНО».

«Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира.

ООО «НОВАПОРТ» — компания, специализирующаяся на реализации комплексных программ развития аэропортов. Входит в группу компаний AEON Corporation.

Модернизировать аэропорт «Манас» готовы были и китайские компании CMEC и CAMC.

CMEC является одной из крупнейших инженерно-торговых компаний в Китае и специализируется на строительстве энергетических объектов в области генерации, передачи и распределения электроэнергии.

ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» (China CAMC Engineering Co., Ltd.) (далее CAMCЕ) входит в группу компаний Китайской национальной машиностроительной корпорации (SINOMACH). Основная деятельность САМСЕ — генеральный подряд международных проектов, внутригосударственное и зарубежное инвестирование и торговля.

Турецкие компании

В 2017 году экс-премьер-министр Темир Сариев заявил, что аэропорт «Манас» нуждается в толковом менеджменте международного класса. Тогда же появились сообщения, что все аэропорты Кыргызстана могут отдать турецкой компании TAV Airports Holding.

Вопрос передачи инвесторам двух аэропортов обсуждался 21 ноября 2017 года на встрече премьер-министра Сапара Исакова и директора компании TAV Airports Holding Мустафы Сенера.

Турецкий инвестор сообщил, что готов модернизировать аэропорты «Манас» и «Ош».

Компания управляет 17 международными аэропортами в различных странах мира, и общий пассажиропоток составляет 100 миллионов человек в год. Холдингу TAV Airports принадлежит аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле. Компания управляет терминалами в Латвии, Хорватии, Северной Македонии, Саудовской Аравии и Тунисе, а вместе со своим французским партнером ADP оперирует в 40 аэропортах в мире. В 2020 году TAV Airports Holding подписал договор о приобретении международного аэропорта Алматы совместно со своим партнером по консорциуму VPE Capital за $415 миллионов.

В 2014 году вместе с TAV Airports Holding изъявила желание создавать хаб в аэропорту Çelebi Aviation Holding. Она создана в 1958 году и стала первой частной компанией Турции, предоставляющей услуги по наземному обслуживанию. Сегодня холдинг предоставляет услуги по размещению пассажиров, обработке грузов, управлению складами, грузоперевозкам, авиации общего назначения, управлению залами ожидания в аэропортах. Компания работает на трех континентах.

Еще одна турецкая компания, которая проявляла интерес к аэропорту «Манас» — Gata Havayolları ve Taşımacılık A.Ş.

Компания Gata havayollari ve tasimacilik больше известна под названием Gata Airlines. Она входит в состав Gata Group, которая была основана в 2007 году. Gata Airlines специализируется на нерегулярных грузовых рейсах, обслуживающих, в частности, Центральную Азию, Дальний Восток и Африку. У компании есть филиал в Казахстане.

В сентябре 2018-го между ОАО «МАМ» и турецкой компанией Gata Havayolları ve Taşımacılık A.Ş подписан меморандум о сотрудничестве на $50 миллионов. Но уже в декабре 2020 года разразился скандал. Генпрокуратура совместно с Транспортной прокуратурой выявила якобы систематическую схему по предоставлению льгот иностранной компании на грузовое обслуживание международных рейсов со стороны ответственных лиц ЗАО «Компания Манас Менеджмент». По версии следствия, ущерб государству составил 139,5 миллиона сомов. В самой компании все обвинения отрицали.

Популярные новости
Бизнес