На бурю негодования общественности по поводу введения обязательной платной регистрации телефонов Министерство цифрового развития отреагировало кратким комментарием. Ведомство уверенно пообещало, что «регистрация имеющихся в обиходе устройств будет бесплатной, а формат регистрации будет прорабатываться с приоритетом на удобство данного процесса для граждан».
Все поверили, успокоились и подумали, что соответствующие изменения внесены в проект и выявленные ошибки исправлены.
Но месяц, отведенный на общественное обсуждение, подошел к концу. А проект закона так и остался в старой редакции.
Пообещать не значит исправить
Пока шло общественное обсуждение законопроекта, в Минцифры сменился глава. Новый министр Талантбек Иманов выступил за пересмотр документа о регистрации мобильных устройств. Но это на словах, а на деле оказалось очередным обещанием.
Традиционно идеи прямо расходятся с формулировками закона.
В итоге документ остался с той самой редакции, которая все еще содержит и привязку устройства к сим-карте, и обязательный платеж в размере 700 сомов за регистрацию телефона.
Предложенная процедура для страны совершенно новая. В проекте не может быть никаких «белых пятен». И уж тем более не должно быть прямых противоречий между комментариями Министерства цифрового развития и написанным в им же подготовленном документе.
Что не так с документом
Из законопроекта до сих пор не удалены самые критичные пункты. Остались привязка устройства к номеру пользователя и необходимость уведомления о смене владельца.
Нет и «безусловной амнистии» для всех уже ввезенных телефонов.
Вместо этого для владельцев устройств с одинаковыми кодами предусмотрено обязательное участие в увлекательном конкурсе «Кто первый прибежит с коробкой».
Осталась плата за регистрацию устройства в 700 сомов с простого физического лица, которое никак не влияет ни на импорт, ни на контрабанду.
700 сомов должен будет платить и импортер только за то, чтобы код телефона попал в базу. Конечно же, этот сбор будет включен в стоимость аппарата и будет в итоге оплачен покупателем.
Эти недочеты видны даже невооруженным взглядом.
Зачем нужно было выносить проект сырого, недоработанного закона, а только после общественного возмущения обещать определить «приоритет на удобство данного процесса для граждан», предлагать устраивать круглые столы и обсуждения?
Документ большой и узкоспециализированный, изменения могут оказать большое влияние на наши гражданские свободы, на то, будем ли мы иметь право свободно распоряжаться собственным имуществом, а именно телефонами. Именно поэтому он требует всестороннего рассмотрения и проработки экспертами и участниками процесса, а не скоропалительных решений.
Контрабанда и проблемы на таможне, о которых заявляют сторонники нововведения, безусловно, должны быть искоренены. Но почему это должны оплачивать простые граждане, которые и так исправно платят налоги? Почему к моему телефону должны применяться ограничения для того, чтобы наладить работу таможни?