Год назад президент Кыргызстана подписал договор о вступлении страны в Евразийский экономический союз. Однако полноправным членом интеграционного объединения КР стала 9 месяцев назад, 12 августа 2015 года, когда сняли таможенные посты на кыргызско-казахской границе. Страна ждала практически чуда, которое пока так и осталось на бумаге.
Пышный цвет контрабанды
Главная проблема, с которой столкнулся Кыргызстан после вхождения в ЕАЭС, – небывалый поток неучтенного ввоза. Все началось с муки. Причина проста – после открытия таможенных границ перестала действовать заградительная импортная пошлина на ввоз продукта. Дальше – больше. В Кыргызстан рекой потекло контрабандное топливо. После девальвации тенге в конце августа 2015 года ГСМ в соседней стране оказались на 10-12 сомов дешевле. Следом последовали дешевое яйцо, мясо и другие продукты питания.
Чтобы остановить контрабандный поток, пришлось применять запретительные меры. На границе вновь появились посты. На какое-то время они сбавили градус напряжения. Однако проблему не решили. Нерадивые бизнесмены - народ предприимчивый. Когда ввозить товары окольными путями стало сложно, они решили экономить на налогах. Схема простая – при пересечении границы в специальном талоне либо занижают стоимость товара, либо его количество, а иногда все вместе. Налогов платишь в разы меньше, и прибыль растет. И если с контрабандой товара госорганам Кыргызстана удается худо-бедно справляться, то как решить вопрос ввоза продукции с занижением цены и количества, не придумали по сей день. Последние сообщения Государственной налоговой службы – лишнее тому подтверждение.
«За последние 10 дней из стран ЕАЭС в Кыргызстан завезены автомобили, пиломатериалы, цемент, отруби, мука, овощи, сахар, рис, рыба и другие продукты питания. При этом почти все предприниматели не только занижали фактическую стоимость, но и указывали недостоверные или неполные данные. Это затрудняет последующее администрирование положенных к уплате косвенных налогов, так как не представляется возможным найти заполнявшего талон импортера», - гласит релиз ГНС от 11 мая.
Свежий пример. Предприниматели указали в документах, что ввозят пиломатериалы стоимостью 1,8-3,7 тысячи сомов за кубометр. При этом рыночная цена - 8-10 тысяч сомов. Граждане стали возить даже те товары, которых в избытке в стране. Например, девять тонн огурцов по цене 8-30 сомов или 2 тонны редиса по 2 сома. К слову, на рынке огурцы стоят 70-80 сомов минимум.
Простым людям такая предприимчивость, конечно, только на руку. Но не добросовестному бизнесу и бюджету. И те, и другие теряют миллионы. Бороться с этим в ГНС пытались путем введения предварительного уведомления об экспорте-импорте товаров. Однако бизнес посчитал проект «сырым». В итоге правительство отказалось от идеи, но альтернативу не предложило. Вопрос так и повис в воздухе.
Торговые войны
Совсем недавно в полку евразийских проблем Кыргызстана прибыло. Минсельхоз Казахстана запретил ввоз кыргызского картофеля. Поводом, по заверению казахских властей, стал регулярный ввоз в страну зараженного нематодой корнеплода. Власти Кыргызстана утверждают, что их не предупреждали о запрете. Не понимают они и причин поведения соседей. Чтобы урегулировать ситуацию, в РК выехала правительственная делегация, а запрет продолжает действовать.
Кстати, санитарные и фитосанитарные посты на границе сняли лишь спустя 100 дней после открытия таможенной границы. Ветеринарные посты действуют до сих пор. Нашу молочную и мясную продукцию частично готова принимать лишь Россия, разрешив 15 компаниям импортировать товар в РФ. Казахстан же на уступки идти не торопится.
«У нас единая система ветеринарных мер, санитарных правил. Поэтому говорить, что одна страна удовлетворена состоянием кыргызской ветеринарной системы, а другая - нет, нельзя. Есть узкие договоренности по мясу и молоку. Это, скорее, пожелание российских коллег, чтобы Казахстан начал скорее пропускать кыргызские товары. Не имея общей границы и рисков от возможной не совсем соответствующей требованиям продукции, им, наверное, легче говорить», - заявил в интервью ИА «24.kg» министр Евразийской экономической комиссии по экономике и финансам Тимур Сулейменов.
Как бы там ни было, факт налицо. Кыргызстану, хочет он того или нет, придется включаться в торговые войны, которые идут на пространстве ЕАЭС. Каждое государство вступало в союз совсем не для того, чтобы отдать соседям свой внутренний рынок. Причем качество товара здесь играет последнюю роль. Рядовые казахстанцы, например, отдают предпочтение кыргызскому молоку, считая его более натуральным. У нас действительно есть потенциал в этой сфере. Наш продукт экологически чистый и безопасный. Но чтобы получить бонусы от ЕАЭС, этого мало. Должна быть сильная политическая воля, чтобы «продавить» интересы КР и выйти победителем в борьбе титанов.
Дай денег, Кубан!
Кроме борьбы за внешние рынки, Кыргызстану как воздух нужно собственное производство. Выжить в условиях интеграции на реэкспорте невозможно. Страна должна создавать новые промышленные производства и модернизировать старые. Для этого нужны деньги, много денег, которых у КР нет. Решить проблему должен был Российско-Кыргызский фонд развития. Но за год работы воспользоваться его ресурсами смогли единицы.
Недовольство политикой фонда высказывалось с первых дней его работы. Апогея оно достигло в середине марта, когда глава правительства освободил от занимаемой должности председателя правления РКФР Нурсулу Ахметову. На ее место практически сразу назначили экс-мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова. Также распоряжением главы кабмина освобожден от должности член правления Алмаз Айбалаев. На его место пришел экс-председатель правления ОАО «Айыл Банк» Эркин Асрандиев. Из прежнего состава правления пока остается Бакыт Курманбеков. При этом новому главе фонда непрозрачно намекнули, что ждут изменений и оживления экономики страны.
Результат не заставил себя ждать. Почти сразу как из рога изобилия посыпались сообщения об изменениях в работе фонда. Сначала упростили условия для кредитования крупных проектов напрямую из средств РКФР. Так, процентная ставка по этим займам снизилась с 7 до 4 процентов. Позже стало известно, что через коммерческие банки фонд начал выдавать кредиты для малого и среднего бизнеса под 5 процентов годовых.
Эксперты отмечают, что именно этого от него ждали изначально, но положительно оценивать его работу после смены руководства не спешат. Результатов-то ведь нет. Пока более или менее успешной стала программа по финансированию малого и среднего бизнеса. А вот крупные проекты, которые помогли бы переформатировать экономику Кыргызстана, не запущены. В результате экономика Кыргызстана адаптируется к реалиям ЕАЭС практически без участия фонда, хотя планировалось все наоборот.
Сухой остаток
Кыргызстан целых три года взвешивал все «за» и «против», прежде чем вступить в Евразийский экономический союз. Власти много говорили о плюсах и немного о минусах. Но почему-то никто не подумал, что надо бы построить парочку заводов, открыть логистические центры, попросить помощи у доноров на модернизацию лабораторий. Словом, до практической части не дошли. Через год после подписания договора и девять месяцев после открытия таможенной границы ситуация существенно не поменялась.
В итоге власти публично признались, что Кыргызстан не был готов к вступлению в Евразийский экономический союз. Новый глава кабмина Сооронбай Жээнбеков сейчас винит во всем нерасторопных чиновников, а заодно и требует создать для отечественных экспортеров «зеленый» коридор в страны ЕАЭС.
«Мы своими силами строим новые дороги и школы, а три лаборатории построить не можем. Мы хотим создать условия для экспорта, сделать лучше условия для тех, кто вывозит товар за границу. Мы на месте посмотрели, как это организовано, какое отношение: поставили троих ребят-пограничников, очереди… Такого не должно быть. Целый год говорим, что надо снять ветеринарные посты, а результата нет. Мы сами должны строить карантинные лаборатории. Одна санитарная лаборатория стоит 9 миллионов сомов, ветеринарная – 20-25 миллионов. Всего на строительство Кыргызстану нужно 100-120 миллионов сомов. В этом году начнем строить», - заявил премьер-министр.
Негодовал, к слову, совершенно верно. Если бы не одно «но». Власти страны прекрасно знали, на что идут. Но вместо того, чтобы заниматься экономикой, Кыргызстан играл в политику. А бизнесу теперь приходится адаптироваться к новым условиям самостоятельно. Тот же «Дордой», например, начинает перепрофилироваться. Часть предпринимателей перешли от торговли к производству – открыли швейные цеха. По остальным фронтам кыргызской экономики радостных вестей нет.