15:20
USD 89.51
EUR 97.50
RUB 0.97

Экология или экономия? Что нужно знать о Евро-5

Бишкек не только самый красивый город нашей страны, но и самый загазованный. По данным гидрометслужбы Кыргызстана на апрель этого года, содержание диоксида азота в воздухе столицы превышает норму на 50 процентов, а в центральных районах с наиболее оживленным трафиком — более чем в 2 раза. Содержание формальдегида — в 3 раза выше нормы. Из опасных соединений в атмосфере города также присутствуют диоксид серы, оксид азота и аммиак. В воздухе есть и другие опасные вещества, но в силу ограниченности ресурсов Кыргызгидромет выполняет не все замеры.

Эти цифры были бы всего лишь цифрами, если бы не несли в себе опасность для здоровья людей. Формальдегид, как известно, увеличивает вероятность развития рака. Диоксид азота ведет к анемии и пагубно влияет на легкие. Диоксид серы способен разрушать белки в нашем организме. Аммиак — привести к глухоте.

Можно долго рассуждать о неверной архитектурной планировке города, из-за которой столица слабо проветривается. Однако это никак не повлияет на основную причину загазованности Бишкека — выхлопные газы от огромного числа автомашин.

В столице зарегистрировано свыше 400 тысяч автомобилей. В среднем на один автомобиль в год приходится 135 килограммов окиси углерода, 25 кг оксида азота, 20 кг углеводородов, 4 кг диоксида серы, до 10 кг бензпирена и 1,2 кг твердых частиц.

То есть ежегодно в атмосферу Бишкека выбрасывается примерно 54 000 тонн окиси углерода, 10 000 тонн оксида азота, 8 000 тонн углеводородов, 1 600 тонн диоксида серы, до 4 000 тонн бензпирена и 480 тонн твердых частиц. Пугающая статистика, правда?

Радикальным решением проблемы был бы отказ от частного автотранспорта, но это больше похоже на утопию. Едва ли кто-то из автолюбителей готов отказаться от собственного авто и пересесть на общественный транспорт ради спасения экологии. А вот покупать более экологичное топливо могут все.

Что такое экологичное топливо?

Густонаселенная Европа с проблемой загазованности столкнулась давно. Она же внедрила новые экологические стандарты для ГСМ и автомашин. В далеком 1988 году появился стандарт Евро-0, в 1992-м — Евро-1. В 2015 году стал внедряться стандарт Евро-6, и здесь мы безнадежно опоздали — на нашем рынке далеко не все топливо дотягивает даже до Евро-2.

Экологические стандарты Евро регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах. Технический регламент Таможенного союза предписывает переход на экостандарт Евро-5.

Россия, как основной производитель ГСМ на территории Таможенного союза, полностью перешла на топливо класса Евро-5 в начале 2016 года. Казахстан планирует перейти в 2018 году.

В Кыргызстане введение данного регламента отложили до 2021 года, а пока… Пока мы имеем то, что имеем.

Насколько экологичен Евро-5?

Топливо класса Евро-5 содержит в 15 раз меньше серы, чем горючее класса Евро-3, и в 50 раз меньше — чем Евро-2. Это, что называется, «чистое» топливо, то самое, которое рекомендуют мировые лидеры автопрома для своих автомобилей.

Оно способствует сохранности двигателей и эффективности систем очистки. Следовательно, в выхлопных газах авто становится меньше оксида углерода, оксидов азота и летучих органических соединений, да и сама машина служит дольше.

Решит ли переход на Евро-5 проблему загазованности?

После введения пятого экологического класса для машин и топлива Европа ежегодно фиксирует уменьшение выбросов в среднем на 4 грамма на 1 километр пробега. И это притом, что до Евро-5 в странах ЕС применялся стандарт Евро-4, а у нас, напомним, и стандарт Евро-2 не везде соблюден.

Европейские экологические стандарты уже многое сделали для экологии.

Статистика по дизельным двигателям (а здесь проблема стоит еще острее) такова, что с начала девяностых годов ХХ века объемы выбросов ими твердых частиц сократились на 99 процентов, а количество оксида азота, который, по мнению экологов, в 10 раз вреднее угарного газа, уменьшилось на 98 процентов.

С повсеместным введением «Евро-5» содержание в выхлопах угарного газа для дизельных двигателей сократилось на 20 процентов, для бензиновых — на 25 процентов, а углеводородов и оксидов азота — на 25 и 20 процентов соответственно.

Евро-5 является очень высоким экологическим стандартом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что стандарт Евро-6, на который европейские страны перешли в 2015 году, не изменил требования к бензиновым двигателям и топливу, ужесточив лишь правила для дизельных.

Сколько у нас АЗС и чем они торгуют?

Всего в Кыргызстане действует более 664 АЗС. 342 из них принадлежат крупным сетям автозаправочных станций, 322 — более мелким реализаторам. Кроме того, бензин в нашей стране может продаваться нелегально: с самооборудованного автотранспорта или же с закопанного в землю резервуара. Какого класса горючее у таких продавцов, часто не знают даже они сами.

Из крупных же сетей о полном переходе на Евро-5 официально заявила только сеть АЗС «Газпромнефть». Здесь следует отметить, что экологический класс топлива не отражен в названии бензина. Привычные нам Аи-80, Аи-92, Аи-95 или Аи-98 могут быть как 2-го, 3-го, 4-го, так и 5-го экологического класса. Удостовериться в том, что вы покупаете Евро-5, может помочь сертификат качества, который должен быть вывешен на каждой заправке, но, как показала практика, указание на экологический класс горючего на сертификатах присутствует не всегда.

Косвенно указать на Евро-5 может цена. Дело в том, что производство более экологичного бензина обходится дороже, так как требует более современного оборудования и более качественной очистки. Поэтому литр Евро-5 на АЗС стоит на 1–2 сома дороже, чем литр бензина со схожим октановым числом, но классом пониже.

До тех пор, пока Технический регламент ТС о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011) не вступит в силу в нашей стране, решение о том, какого класса топливо покупать, полностью ложится на автовладельцев.

Бережете машину и думаете о здоровье семьи и соотечественников — возьмите Евро-5 на сертифицированной заправке. Желающий сэкономить выберет бензин классом пониже. Тот, кто предпочитает рисковать ради сиюминутной выгоды, — и вовсе заправится «с рук».

Однако человек за рулем отвечает не только за себя самого. Любая поломка в авто, произошедшая, в том числе, из-за плохого топлива, может стать причиной аварии. Каким будет исход этой аварии, лучше даже не думать. Не рискуйте! А если вы склонны думать не только о прямых, но и о косвенных последствиях, берите топливо высоких экологических классов. Если каждый автовладелец перейдет на Евро-5, дышать в столице станет легче.

Популярные новости
Бизнес