- Как едет трактор? - спрашивает логопед своего маленького пациента и тут же одобряет его усилия. – Правильно. Тыр-р-р, дыр-р-р, тыр-дыр-тыр… Громче, громче! А как фырчит кот, когда злится? Фыр-р-р, фыр-р-р, - тянем, тянем губы, показываем зубки.
В кабинете перед зеркалом 5-летний Арслан, он родился с тяжелым диагнозом – расщелиной неба, и ему тяжело даются даже несложные звуки. Язык и губы не слушаются, но мальчик настойчиво пытается их повторить и от усердия порой забрызгивает логопеда слюной. А тот терпеливо продолжает занятие. В течение получаса я тоже пытаюсь повторять упражнения, и у меня уже сводит челюсть и язык, а на небе мозоль натерлась.
С непередаваемым чувством усталости логопеды заканчивают рабочий день. Что только им ни приходится делать! И мычать, и мяукать, и блеять, и рычать, и шипеть. Нужно вместе с ребенком прорабатывать все действия: жестикулировать, бегать, топать. Сложным пациентам (с нарушением двигательных функций) необходимы дополнительные медуслуги: массаж, лечебно-физкультурный комплекс. «Часто спрашивают: почему такой короткий рабочий день – всего три часа? Ответ прост: работа выматывает и требует терпения. Придя домой, мы, бывает, разговариваем с трудом, хочется помолчать», - говорит опытный логопед Ольга Петрова.
Детсадовский уют
Семь лет назад в Республиканском центре психического здоровья было создано отделение, где работают логопеды. Здание центра представляет собой обычную поликлинику – длинный коридор и кабинеты по обе стороны. Но в отделении патологии речи обстановка иная. Веселые картинки и аквариум в коридоре. В комнате для занятий большущий плюшевый мишка - прямо как в детском саду! Ковер на полу, а в шкафу множество игрушек и разнообразного оборудования, на первый взгляд незамысловатого: ленточки, бусинки, катушки от ниток. Однако каждая вещица имеет огромное значение для развития мелкой моторики детей, что в итоге способствует развитию речи.
Вот куколки из кукурузных листьев, куколка из мелких тканевых шариков, набитых синтепоном. Это поделки подопечных, которые выполняют их в течение недель и даже месяцев! Для ребят с детским церебральным параличом все дается с большим трудом. Другое помещение тоже для них – комната релаксации. Она попросторнее: тут детские игровые палатки, маленькая горка, большой бассейн с разноцветными мячами, светодиоды на стенах. Здесь у детей развивают мышечную активность.
Когда-то эти кабинеты были заброшены – без ремонта обветшали, а санузлы пришли в негодность. И вот в 2007 году решили открыть здесь отделение для тех, кому необходимо восстанавливать и развивать речь: для детей с ДЦП, нарушением речи, для взрослых в постинсультном состоянии. Собирали с миру по нитке: частные компании подарили ковры, линолеум, кафель, сотрудники сами белили-красили, игрушки у знакомых спрашивали, из дому несли. Так и пошло дело.
Удивительная память
Увы, год от года работы у дефектологов становится все больше: детки с дефектами ротовой полости, по наблюдениям логопедов, рождаются все чаще, многие ребятишки заикаются. Возможно, связано это с экологией. Возможно, с недостаточным питанием матерей, внутриутробными инфекциями, перенесенными ими ранее или во время беременности. Но это только наблюдения и предположения специалистов, исследования по этой теме в республике не проводились.
«Развитие речи требует немалого времени – 2-3 месяца как минимум. И к тому же огромных усилий как со стороны специалиста, так и родителей. Если родители не выполняют с детьми домашние задания – нет времени, нет желания, то и положительных результатов не следует ожидать. Потому что овладеть речью такие детки могут только в результате усиленных тренировок», - поясняет заведующая отделом, логопед с 36-летним стажем Жаныл Алымкулова.
Надо ли говорить, что работа логопеда имеет социальное значение? Недоразвитие речи влечет за собой более серьезные последствия: плохую успеваемость в школе, умственную отсталость, отрешенность, замкнутость, а в дальнейшем невозможность интегрироваться в социум. И обращаться к специалисту нужно вовремя: чем меньше возраст, тем легче исправить дефект.
Однако есть и другая категория пациентов – взрослые. Сердечнососудистые заболевания «помолодели», и инсульты лишают трудоспособности даже 30-летних молодых людей. Память человека уникальна. И именно к ней обращаются логопеды в работе с этими больными. Это та тоненькая ниточка, потянув за которую человеку можно вернуть речь. После долгих упорных занятий люди с осложнениями начинают повторять то, что когда-то ими было выучено назубок, например, прямой и обратный счет до десяти, таблицу умножения, строчки из любимых песен – «Выходила на берег Катюша…», «Жамгыр токту…».
Был в работе отделения один курьезный случай. Показывают картинку молодому мужчине после инсульта, а тот в ответ: «крепкое» словечко, и только потом с трудом называет изображенный предмет. И так по каждой картинке. Сам он машет рукой – краснеет и извиняется. Видимо, до этого он часто употреблял ненормативную лексику…
А вот другой случай. 40-летняя женщина перенесла операцию: из-за опухоли ей полностью удалили язык и восстановили его из мыщц другой части тела. Но он был совсем не управляем – речь была непонятной для окружающих. Женщина была на грани суицида, в ужасной депрессии. Не меньшую роль, чем специалист, в ее реабилитации сыграла поддержка мужа и детей. Почти два года она посещала занятия логопеда и научилась говорить более внятно.
Социально важный
Логопедическая служба в системе здравоохранения в Кыргызстане с развалом Союза, понятное дело, отошла в приоритетах государства на задний план. Если раньше логопедические кабинеты были в каждой областной поликлинике, то сегодня их число заметно сократилось. Но все же служба сохранилась, и по сей день в ней работают опытные специалисты. Такую специфическую помощь оказывают в отделении челюстно-лицевой хирургии в Национальном центре охраны материнства и детства (Джальская больница), лор-отделении Республиканской клинической больницы, клинике восстановительного лечения в Воронцовке. Что касается логопедов в сфере образования, то, к примеру, в Бишкеке действует пять речевых детских садов, в которых они ведут свою работу. Однако группы переполнены, и определить туда ребенка, нуждающегося в коррекции речи, очень сложно.
Сегодня тенденция меняется в лучшую сторону: важную роль логопедов уже признают. Но должной поддержки им все еще не оказывается. Недостаточно методической литературы, а на кыргызском языке ее нет вообще. Зарплата, как и у врачей, низкая – 5 тысяч сомов. В отделении патологии речи, о котором мы рассказывали выше, всего 4 логопеда, работают практически без обеденного перерыва, а потребность в них между тем растет.
Значимость этой профессии в мире подтвердили учреждением Международного дня логопеда, который отмечают 14 ноября. Однако в нашей стране эту дату пока не принято отмечать. И мы решили хоть частично исправить эту несправедливость.