Конфликт России с Турцией, ВВС которой сбили российский самолет СУ-24м, существенно накалил и без того напряженную международную обстановку. Эти события вновь продемонстрировали, что в век глобализации государства, расположенные, казалось бы, вдали от мест противостояния больших держав, тоже испытывают беспокойство и политический дискомфорт. В современную эпоху страны связаны многочисленными нитями межгосударственных, союзнических, гуманитарных и экономических отношений и чутко реагируют на любое их натяжение.
Если говорить о Кыргызстане, то он является членом ряда международных организаций – ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, которые не могут оставаться безразличными к развитию событий вокруг российско-турецкого конфликта. Кыргызстан юридически является стратегическим, военно-политическим союзником Российской Федерации. В то же время наша страна связана крепкими узами с Турцией - прежде всего в формате сообщества тюркоязычных государств. Как быть Кыргызстану в этой сложной ситуации? Тем более что напряженность между Россией и Турцией набирает обороты.
Обратимся к предыстории конфликта. По мнению многих экспертов, отношение Турции к деятельности так называемого «Исламского государства» весьма противоречиво. С одной стороны, Турция входит в коалиции стран, участвующих в борьбе с ИГИЛ. С другой - не приветствует деятельность курдских вооруженных формирований, активно воюющих против ИГИЛ. Надо отметить и следующие серьезные причины, беспокоившие Россию задолго до гибели самолета СУ-24м. Это то, что основной поток бойцов ИГИЛ, завербованных в России и бывших советских республиках, проникает в Ирак и Сирию через Турцию, которая, по сути, является воротами в ИГИЛ. Речь о многих тысячах бойцов. По разным оценкам, только из Кыргызстана в зону боевых действий уехали около 500 человек.
В связи с ситуацией на международной арене Кыргызстан как суверенное государство должен серьезно взвесить все стоящие перед ним вызовы и реально оценить взаимоотношения с государствами, которые находятся в конфликте.
Разумеется, Кыргызстан, проводя многовекторную политику, получает экономическую, военную, гуманитарную помощь от многих стран – России, Китая, Японии, Турции, США. При этом следует отметить, что каждое из этих государств отличается характером оказываемой помощи.
Если Россия и Китай финансируют многие проекты, оказывая помощь в строительстве энергетических объектов, создании транспортной инфраструктуры, то Турция вкладывает деньги в торгово-финансовую сферу. В Кыргызстане действует крупный турецкий банк, современные супермаркеты, многочисленные торговые точки также принадлежат гражданам Турции. И если промышленные объекты и дороги, надо полагать, будут приносить доход государству, то магазины приносят доход их владельцам. Прибыль от торговли турецких бизнесменов в огромном объеме уходит из нашей страны. Достается и нам – в виде налогов, но ведь это мизер по сравнению с основным доходом. Может быть, государственным органам Кыргызстана есть резон подумать о структуре получаемой таким образом помощи?
Другая составляющая помощи Турции - активное участие в подготовке кадров. В Кыргызстане под флагом единства тюркоязычных народов и культур созданы и успешно действуют университеты «Манас» и «Ататюрк Ала-Тоо», сеть школ «Себат». Они, без сомнения, вносят существенный вклад в подготовку кадров, но и советская школа была одной из лучших в мире, и мы до сих пор еще остаемся конкурентоспособными в сфере образования.
Россия, США и Китай также помогают с подготовкой высококвалифицированных специалистов. В республике пользуются популярностью Кыргызско-Российский (Славянский) университет, Американский университет в Центральной Азии, Институт Конфуция. Мы должны быть благодарны за эту помощь. Но есть одно обстоятельство, на которое, на мой взгляд, следует обратить особое внимание. Оно связано с современной международной обстановкой, с тенденциями в образовании в странах, где государственной религией является ислам.
По оценке отдельных экспертов, в последние годы в Турции наблюдается тенденция к исламизации учебных заведений. И оценка этих процессов там далеко не однозначная, в обществе идет противостояние идей.
Кыргызстанцев должно обеспокоить возможное влияние таких тенденций на образовательные учреждения, созданные с помощью Турции. В противном случае мы через определенное время получим довольно солидный слой общества, мировоззрение которого будет значительно отличаться от нашего, эти люди будут отрицать традиции национально ориентированного воспитания.
Кыргызстанцы должны ценить духовные ценности своего народа, выработанные предками. Государство обязано принимать эффективные меры по деидеологизации учебных заведений, педагогическую деятельность в которых осуществляют иностранцы. В настоящее время у нас нет такого контроля. Воспитание наших детей отдано на откуп чужестранцам. Кто-нибудь проверял их партийную принадлежность, идейную приверженность? Знаю случай, когда руководитель одного вполне светского учебного заведения из бывшего коммуниста-атеиста превратился в фанатично верующего. А что же говорить о неокрепших душах детей?
Мы можем получить пятую колонну международных экстремистских организаций, стать полигоном для противоборства разных идеологических систем, разных цивилизаций и культур. Это тем более важно, что Кыргызстан - молодое государство, у него, к сожалению, нет четко выработанной национальной идеологии. Провозглашенные в стране идеи либеральной демократии позволяют соседствовать в ней как обывательской националистической психологии, религиозному экстремизму, так и вульгарной западной морали в виде деятельности сексуальных меньшинств, извращенно понятых идей прав человека и прочего.
Поэтому приходится уповать на благосклонность судьбы, мудрость народа и его руководителей в сохранении мира и общественной гармонии в стране в это очень сложное время – время выбора.