06:01
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Кыргызский кинопрокат. Каков он?

Прежде чем сесть за написание статьи, решила сделать еще один звонок директору «Кыргызфильмофонда» Урмату Айталиеву. Безуспешно: «телефон абонента отключен». Это продолжается уже месяц. Чем же обусловлена моя настойчивость? Дело в том, что в ведении этого человека информация о кассовых сборах всех отечественных фильмов, в том числе той ленты, о которой сегодня пишут и говорят все в республике, – «Курманджан датка». Уже четвертую неделю я тщетно пытаюсь получить от Урмата Айталиева эти данные.

При этом вот уже почти два месяца почти все отечественные СМИ исправно выполняют свою работу: размещают аналитические статьи-размышления о картине, сообщают, куда повезли ленту, какое признание получила работа на фестивале, и тому подобное. Национальная премьера «Курманджан датки» состоялась 31 августа, завершается второй месяц, как она в широком прокате. Помню, как еще в сентябре сообщалось, что-де «Курманджан датка» третью неделю лидирует в отечественном кинопрокате.

К середине октября рапорты об успешном шествии на экранах страны, кажется, достигли своего пика: «Курманджан датка» - огромный успех в регионах Кыргызстана» - прислали новость из департамента кинематографии. При этом цитировались даже слова Урмата Айталиева, сказавшего, что «подобными показами передвижного характера уже охвачено около 35 процентов территории КР, включая самые отдаленные районы республики. Показы осуществляются со специальной закодированной аппаратуры, чтобы избежать нелегального копирования. Кинофонд организовал 12 мобильных групп из числа своих сотрудников, которые выезжают в регионы и показывают фильм «Курманджан датка».

Казалось бы, надо радоваться, ведь, как говорится, фильм пошел в массы, зритель проникся его идеями. Но что-то мало радости на сегодня. И есть отчего. Непонятно, почему от нас, налогоплательщиков (ведь фильм снят на средства из госбюджета), Урмат Айталиев скрывает данные о кассовых сборах с проката. Будь это иначе, то на протяжении месяца он бы не кормил журналиста обещаниями дать информацию, а потом, не выполнив своих посулов, не стал бы недоступен ни по рабочему, ни по мобильному телефонам. Это некрасиво и непрофессионально как минимум.

При этом за все это время необщения и неполучения информации от Урмата Айталиева у меня сложилось впечатление, что и слово директора департамента кинематографии при Минкультуры КР Мукталы Бектеналиева для него не закон. Еще две недели назад я, обеспокоенная упорным молчанием директора «Кыргызфильмофонда», созвонилась с главой кинематографии и рассказала о сложившейся ситуации. Мукталы Абдыбекович пообещал тогда посодействовать, сказав, что Урмат Айталиев скоро сам свяжется со мной и даст нужные сведения. После чего господин Айталиев и вправду позвонил мне, сказал, что сделает и… слово свое не сдержал.

Нет, это очень хорошо, что фильм «Курманджан датка» приняли на родине, его авторы сейчас пытаются попасть на премию «Оскар» и прилагают для этого все усилия. Однако этот жирный плюс мы ставим команде «Айтыш фильма» и его режиссеру Садыку Шер-Ниязу. Но к прокату в кинотеатрах они не имеют никакого отношения, поэтому помочь с получением данных о кассе не могут. Понимает ли директор «Кыргызфильмофонда», что, утаивая (сознательно или неосознанно) информацию о кассовых сборах, он своими действиями портит в целом положительный имидж картины? Это нам предстоит еще узнать.

Напоследок позволю себе напомнить Урмату Айталиеву о том, что такое кассовые сборы, если он подзабыл. Это термин, обозначающий выручку от продажи билетов, применяемый в кинопрокате и театре. Отслеживание кассовых сборов имеет ключевое значение для современного кинематографа, это зеркало экономической успешности той или иной киноленты. Наиболее часто отслеживаются кассовые сборы за первые выходные дни показа ленты. Уровень дохода от фильма за эти дни позволяет судить о том, насколько он успешен, и планировать продолжительность дальнейшего проката. Также отслеживаются общие сборы за все время показа.

Однако эти железные правила, похоже, действуют лишь в цивилизованных странах. Сумеем ли и мы в Кыргызстане наладить подобный точный механизм отчета в киноиндустрии?

Бизнес