В Бишкеке 6 ноября состоялся XI саммит глав государств Организации тюркских государств (ОТГ). В столице Кыргызстана собрались президенты Турции, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. От стран-наблюдателей приняли участие премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, глава Турецкой Республики Северного Кипра Эрсин Татар. Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов (Туркменистан тоже имеет статус наблюдателя. — Прим. 24.kg) в Бишкек не прилетел. Причины не озвучиваются. Официальный Ашхабад, как пишут СМИ Туркменистана, представлял посол республики в КР Нуры Голлиев.
По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, в Туркменистане очень ревностно относятся к амбициям Турции, считающей себя прародиной тюркского мира. Аналитик при этом добавил — это исключительно его гипотеза, основанная на ранее звучавших заявлениях.
Между тем бишкекский саммит, тема которого была обозначена его участниками как «Усиление тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех», определил, по словам генерального секретаря ОТГ Кубанычбека Омуралиева, «стратегические приоритеты тюркского мира».
Но с таким выводом согласны не все. Ряд экспертов считает, что ОТГ пока еще не определилась со своими задачами, а принятые в Бишкеке по итогам многосторонней встречи на высшем уровне документы, носят, скорее, декларативный, нежели прикладной характер.
Так какова же может быть роль ОТГ в обеспечении безопасности на фоне геополитической напряженности и есть ли будущее у организации, отвечающее современным вызовам и возможностям? Ответы на эти вопросы в материале 24.kg.
Желаемое и действительное
Результатом слета в Бишкеке стало принятие ряда решений:
- Бишкекская декларация XI саммита Организации тюркских государств.
- Решение о принятии Тюркского зеленого видения: Единство для устойчивого будущего.
- Решение об объявлении города Бишкека цифровой столицей Организации тюркских государств в 2025 году.
- Решение о награждении премьер-министра Венгрии Виктора Орбана высшим орденом тюркского мира.
- Решение о принятии устава тюркского мира.
- Решение о назначении заместителей генерального секретаря Организации тюркских государств.
- Решение о принятии положения о постоянных представителях Организации тюркских государств.
- Решение о принятии флага Организации тюркских государств.
Вместе с тем на полях саммита глав государств Организации тюркских государств подписаны следующие документы:
- Соглашение о создании Механизма гражданской защиты ОТГ.
- Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики.
- Меморандум о взаимопонимании о создании Тюркского совета по зеленым финансам.
- Меморандум о создании Совета тюркских центральных банков.
- Меморандум о взаимопонимании относительно создания технологического спутника наблюдения за Землей ОТГ.
- Меморандум о взаимопонимании относительно разработки Большой тюркской языковой модели ОТГ.
Обсуждая принятые решения, аналитики разошлись во мнениях. Одни полагают, что в них не заложена основа для создания в рамках ОТГ единого экономического пространства и нет признаков углубления политического диалога на паритетных началах. Другие, напротив, считают, что будущее у организации есть, но насколько оно будет успешным, зависит от единства стран-участниц и их способности противостоять внешним и внутренним вызовам.
Специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев в комментарии 24.kg отметил: все эти договоренности, достигнутые на XI саммите в Кыргызстане, не более чем декларации с налетом институализации и символизма. Что говорит, по мнению эксперта, о том, что ОТГ ищет себя.
Пока это эфемерная структура в области реальных дел, реальных проектов, как БРИКС или как СНГ. Что гарантирует стране членство в последней, к примеру? Очень мало что. Поэтому можно лишь констатировать, что ОТГ продолжает какой-то поиск.
Кирилл Кривошеев
Он предложил разделить подходы к членству в ОТГ на две части: к западу и к востоку от Каспия. Тогда можно понять, насколько реалистичны планы членов организации, и ответить на вопрос о перспективах ее трансформации во влиятельного игрока на международной арене.
Итак западная ветвь ОТГ — идеологическая и представлена она Турцией, Азербайджаном и Венгрией. К востоку — Центральная Азия, где региональные элиты воспринимают ОТГ как возможный источник инвестиций. То есть раз мы состоим в союзе, значит можем рассчитывать на какие-то денежные проекты.
«В единство тюркского мира в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане не так погружены. Потому что если брать исторический контекст, то у этих стран все было собственное, они никогда не были частью Османской империи. И странно рассуждать о едином тюркском мире, которого никогда не существовало. Иными словами, у стран по разные берега Каспия разные задачи в рамках ОТГ. Но проекты — это то, что обсуждалось бы и без ОТГ. Так что ценность этой организации — очень символическая. По крайней мере пока», — добавил Кирилл Кривошеев.
Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов придерживается аналогичного мнения. Он назвал ОТГ некой группой стран, готовых использовать свою этническую и языковую общность, чтобы объединить какие-то усилия на экономических направлениях. Но не более того.
Куда в таком случае нам деть Таджикистан, не являющийся тюркским государством? Его выключить из всех этих процессов? Все это выглядит весьма искусственно. В общем ОТГ пока кажется не очень внятной структурой, амбиции которой в первую очередь отвечают интересам господина Эрдогана.
Аркадий Дубнов
В подтверждение своих слов он подчеркнул — ни одна из международных структур, сформированных сегодня, не основана на этническом родстве. А попытки насадить пантюркизм в качестве идеологической основы для ОТГ, по мнению Аркадия Дубнова, вряд ли имеют перспективу.
В каждой избушке свои погремушки
С очевидной долей скепсиса эксперты оценили и роль ОТГ в обеспечении безопасности. Для этого нужно, чтобы все страны-члены воспринимали друг друга как равных партнеров, без доминирования одного государства над другими. Что же касается создания в рамках ОТГ некоего оборонного альянса, то тут надо учитывать ключевой момент: подобное возможно, но только при условии, что все стороны смогут договориться на условиях равноправия.Между тем главный редактор «МК Турция», автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев в комментарии 24.kgсказал, чтонекоторые признаки сотрудничества в сфере безопасности и обороны прослеживаются. Особенно в контексте Турции, активно развивающей свой военно-промышленный комплекс, и которая может экспортировать вооружение. Это делает идею военного блока более реальной, однако пока нет официальных заявлений или формальных шагов в этом направлении.
Но как к такой инициативе отнесутся соседние государства? Как они оценят эти намерения и заявления, если таковые появятся?
«Кажется, что страны постсоветского пространства, такие как Казахстан и Кыргызстан, особенно внимательно следят за тем, как Россия и Китай воспринимают их связи с ОТГ. Реакция этих крупных соседей может сильно повлиять на дальнейшее развитие ОТГ и ее возможное превращение в военно-политический союз. Будущее ОТГ зависит от того, насколько эффективно страны смогут использовать эти возможности и справляться с возникающими трудностями. У ОТГ большой потенциал для экономического и торгового партнерства, укрепления энергетической безопасности и культурных связей. Например, рост торговли и стратегические проекты, соединяющие Азию и Европу, могут способствовать стабильности в регионе. Также оборонная промышленность Турции открывает новые перспективы для совместной работы в сфере безопасности», — сказал Яшар Ниязбаев.
Однако ОТГ сталкивается с вызовами, такими как внешнее давление, экономические различия и политические разногласия среди участников. Позиция крупных мировых держав может ограничивать независимость стран ОТГ, а различия во внешней политике и уровне развития могут замедлять интеграцию.
Яшар Ниязбаев
Доцент Академии ОБСЕ в Кыргызстане Эмиль Джураев парирует — ОТГ не претендует в конвенциональном плане на обеспечение и поддержание безопасности.
Что же касается будущего ОТГ, то оно, по мнению эксперта, зависит от инвестиций в виде ресурсов, внимания и старания каждой из ее участниц. Аналитик далек от мысли, что ОТГ постигнет участь очередной организации, с помпой созданной, а после погрузившейся в полуспящее состояние.
«Потому что все государства, вступившие в ОТГ, разделяют необходимость такого рода платформы на основе культурной общности. И если сохраняется линия внешней политики Турции, то для нее тюркское единство — один из важных векторов политики. А так, в будущем, конечно, многое зависит от внешних факторов, от того, что будет происходить в Украине, как будет вести себя Китай», — добавил Эмиль Джураев.
Если будет усиливаться влияние ОТГ на региональные процессы, на вопросы взаимодействия каждого из участников, то организация может вызвать какое-то неудовольствие, ревность Кремля. Поэтому, возможно, что ОТГ придется отстаивать свое право на существование, на круг вопросов, которыми она будет заниматься.
Эмиль Джураев
Эксперты напоминают: сегодня страны — участники ОТГ позиционируют эту структуру вне вопросов безопасности. Поскольку в нынешних непредсказуемых условиях осознают серьезные последствия придания организации подобного характера взаимодействия. Но в ближайшей перспективе формат может поменяться.
Поэтому...
Но для этого ОТГ надо стать субрегиональным объединением и своеобразным механизмом регионального сотрудничества на пространстве между Европой, Средним Востоком, Кавказом и ЦА.И возможности развития организации как субрегиональной платформы во многом будут зависеть от особенностей будущего позиционирования Турции в рамках ОТГ.
Иными словами, Анкара от идеи насадить пантюркизм как идеологический локомотив не откажется. Другое дело, воспримут ли этот месседж в Центральной Азии? Или все так и останется на уровне символизма с институциональными штрихами?