Скоро один из самых ярких бойцов Кыргызстана начала XXI века Ален Офойо отметит 35-летие. Он уже несколько лет не выступает и служит нашему спорту в новом качестве. О тех, кто дал ему путевку в жизнь, своем пути к вершине мирового спорта, главных достижениях и нынешних увлечениях кикбоксер рассказал ИА «24.kg».
Пророчество Руслана Абасова
— В детстве у вас был кумир?
— Нравилось, как дрались Жан-Клод Ван Дамм и Брюс Ли. Но не скажу, что они вдохновили меня заняться спортом. Просто хотел быть лидером среди мальчишек и в 11 лет увлекся кикбоксингом. Первый тренер — Андрей Телешенко. Затем занимался у Рахима Арбуду и освоил свой коронный удар с разворота. Одно время параллельно ходил на бокс. Опытный наставник Виктор Асташенков научил меня работать руками.
— Как попали в клуб «Гермес-Профи»?
— Турниры, где я выступал, в качестве почетных гостей посещали покойный ныне Руслан Абасов, Малик Борбашев и Жанбулат Амантаев. Они составляли костяк «Гермеса-Профи» и сборной КР, приглашали, когда подрасту, прийти к ним в клуб. В 18 лет, закончив школу, я так и сделал. Попал в компанию высококлассных тренеров и бойцов. Азы профессионального кикбоксинга мне привил Маралбек Давлеткулов.
За молодежь в то время отвечал Сатыбек Исакеев. Он не был уверен во мне, но Руслан Абасов сказал: «Ален себя покажет». И настоял, чтобы Исакеев взял меня в Ош на крупный турнир «Кубок Сулейман-Тоо 2001». Я провел три-четыре поединка. Первый же выиграл ударом маваши в голову, и соперник уже не встал. В финале ударом с разворота одолел считавшегося весьма сильным в Оше Шайлообека Атазова. Это был мой звездный час!
После этого главный тренер Александр Воинов начал ставить меня против первых номеров сборной КР. В моей весовой категории (
Дорогу осилит идущий
— Тяжело пришлось?
— Занимался шесть дней в неделю, и каждый раз меня били. Надо было давать сдачи, но получалось не всегда. Вы себе представить не можете, как было больно! Защищая голову, пропускал удары по рукам, и те потом не поднимались. Мастер спорта СССР по боксу Иса Мамбетов то и дело бил по печени. Раньше мы с мамой готовили цыплят табака и молоточком их отбивали. Иногда я чувствовал себя таким цыпленком! Даже дышать больно было. Делаешь вдох, а у тебя кожа болит. Все болело — и снаружи, и внутри. На соревнованиях порой было легче, чем в спортзале. Так продолжалось два-три года. Путь на вершину так тернист!
— Не было мыслей закончить со спортом?
— Были. Но говорил себе: «Я уже столько прошел! И вдруг все бросить?» Не ставил себе определенных целей. Хотел чего-то добиться, но не знал, чего именно. Слепо шел вперед. И постепенно ощутил движение: стал сильнее, улучшил свою технику, и травм уже было меньше.
Первый профессиональный поединок проводил с лидером сборной Казахстана Шатлыком Хамраевым. Боксировали в стиле ушу-саньда. Я был слабоват в бросках и уступил раздельным решением судей. Но поединок всем понравился. Это было испытание на прочность, и я его выдержал. С того момента мы с Александром Хусаиновичем стали работать плотнее. «Пахать» на тренировках пришлось еще больше.
Тренер Жолдош Бекбоев много сделал для моей физической и моральной подготовки. Заставлял работать на пределе возможностей. Хорошо помню, как он говорил: «Когда старшие закончат, ты займешь их место и будешь достойно представлять республику». Тренировка завершалась — все уходили. А я оставался и делал дополнительные упражнения: 450 прыжков на баллоне, поднятие 32-киллограммовой гири… Огромный труд! Я потратил массу нервов и терпения. Теперь понимаю: если бы не те занятия, может, и не стал бы тем, кем являюсь.
Сейчас, когда уже сам тренирую, некоторые родители говорят, что заниматься у меня их сыновьям трудно. Но при этом просят, чтобы я сделал из них настоящих мужчин. Отвечаю так: «Вы не знаете, через что я прошел и что действительно может сделать из вашего мальчика мужчину». Считаю, детей надо воспитывать в жесткости. Но не в жестокости!
Горячее сердце
— Когда одержали первую крупную победу?
— В 2003-м руководство решило, что действующему чемпиону Азии Канатбеку Сыдыгалиеву ни к чему ехать на очередной ЧА, и для меня освободилось место в сборной. Я имел положенный вес —
Иногда мне не давали заслуженную победу. В Баку в бою за звание чемпиона Евразии мне противостоял местный боец — молодой, стойкий парень. Его дядя руководил компанией-спонсором турнира. Я доминировал весь бой, но не смог добиться нокаута. В итоге хозяин ринга выиграл решением судей.
Горжусь победой на Кубке президента КР-2007: взял реванш у неутомимого соперника с Кавказа, которому в 2004-м на другом турнире уступил.
На Азиатских играх-2007 выиграл «серебро». В финале бился с казахстанцем, с которым до того не справился на ЧМ. Так хотел взять реванш, что сразу не в своей манере кинулся в атаку, попер как паровоз. Бой был такой скоростной — думал, сердце выпрыгнет из груди! Соперник победил по очкам. Когда эйфория прошла, я понял: если чего-то слишком сильно хочешь, этого не получишь. Нужно подходить к делу более хладнокровно.
Много о своих победах рассказывать не буду. Для меня это не главное. Важно, через что пришлось пройти на пути к победам. Однажды наша команда ехала в Марокко. Из КР прилетели в Стамбул, оттуда — в Касабланку, дальше — на автобусе в Агадир. На дорогу ушли сутки, и я был вымотан. Скоро турнир, а я еле ноги волочу! Суметь преодолеть эти трудности дорогого стоило.
— Помните свой самый сложный бой?
— В 2006-м благодаря стечению обстоятельств получил возможность побороться за звание чемпиона мира по тайскому боксу и не стал отказываться. Некоторые такой шанс всю жизнь ждут! Противостоял мне таец Супачай Чансод. У меня не было практики в этом единоборстве, учился на ходу и проиграл. Это было для меня наукой: понял, что есть еще, куда расти.
— Были серьезные травмы?
— Ломал челюсть и ухо. Хотя сломанное ухо в нашем деле — нормальное явление. Был случай, когда сильно травмировал спину: пропустил мощный удар в грудь, и один позвонок сместился. Год мучился из-за чудовищных болей, не понимая, что со мной. Мог спать только на левом боку. Терпел, ходил на тренировки. Потом один массажист за семь приемов поставил позвонок на место.
— Много стран посетили за карьеру?
— Если крутануть глобус и ткнуть пальцем, куда бы ни попал — был почти везде. Не скажу, что где-то особо понравилось. Разве что в Австрии. Там горы один в один как в КР! Жили мы в курортной зоне возле озера, напоминавшего мне Иссык-Куль. А вот Франция, Италия, ОАЭ и другие страны не вдохновили.
Следующий этап
— В 2013-м закончили карьеру. Хотя, казалось, еще могли выступать и выступать.
— На матчевой встрече с турками выиграл свой последний профессиональный бой и решил, что пора этот жизненный этап завершать. И начал тренировать. Но не из-за того, что больше ничего не умею, а потому что хочу преуспеть именно в этом. Одно дело побеждать самому и совсем другое — передать кому-то свои навыки. По себе знаю, что успехи спортсмена — заслуга тех, кто его тренирует.
Около двух с половиной лет тружусь в «Гермес-Профи». Возможно, вырастить столько именитых бойцов, сколько смог Александр Воинов, не получится (нервов не хватит), но подготовить хотя бы двух-трех чемпионов Азии среди молодежи реально. У меня есть несколько ребят 10–11 лет, которые стоят того, чтобы вкладывать в них время и силы. В жизни у меня так: долго запрягаю, но быстро еду.
Хочу развивать наш клуб, чтобы у него было много залов в столице и регионах. Вхожу в тренерский штаб сборной КР. В первую очередь отвечаю за дисциплину — не даю никому расслабиться.
— Будь шанс начать все заново, стали бы спортсменом?
— В молодости некоторые ребята говорили: «Зачем тебе все это? Не иди в спортзал, лучше пойдем в ночной клуб». Для них я превратился в спортивного ботана. Время расставило все на свои места. Некоторые из тех парней так и не нашли себя в жизни. Кое-кто хотел бы быть на моем месте. У многих не жизнь, а рутина — дом да работа. Это скучно! Тех, кто так живет, считаю лентяями.
Постоянно нахожусь в поиске чего-то нового. В начале лета на базе одного детского лагеря открыл свой спортивный лагерь. Занятия веду по системе сборов: за 10 дней помогаю ребятам развить скорость, ловкость и силу.
Люблю активный отдых — сноуборд, лыжи. Новые увлечения пытаюсь освоить в полной мере и соревнуюсь с теми, кто в этом деле лучше меня. Воспитываю дочь. Хочется, чтобы она пошла по моим стопам. Только, опираясь на свой опыт, я бы подкорректировал ее путь.
Когда человек занимается спортом, у него особая аура. Однажды встретил бывшего дзюдоиста с костылем. Он догадался, кто я, и решил поговорить по душам: «Ох уж этот проклятый спорт!» А я ответил: «Меня спорт не сломал. Не жалею, что столько на него потратил».