Вслед за всплеском интереса к футболу в Кыргызстане появились ультрас.
Участие отечественных футболистов в отборочных раундах чемпионата мира-2018 пробудило от спячки местных любителей этого вида спорта. Давно трибуны центрального стадиона Бишкека не видели такого числа людей, как на матчах сборной Кыргызстана против Австралии, Таджикистана и Бангладеш. Но в мире спорта существуют отдельные группы болельщиков, называющих себя ультрас. Это фанаты, которые готовы поддерживать свою команду всегда и везде.
Для Кыргызстана подобная культура в новинку, а многие и вовсе путают фанатов с футбольными хулиганами. Эсеннур Алмазбеков, лидер ультрас Red Falcons, в интервью ИА «24.kg» рассказал, что значит быть настоящим фанатом.
- Когда RedFalconsотмечают день рождения?
- Первый фанатский сектор создали в 2013 году на матче Кыргызстан - Азербайджан. После наступило затишье: сборная не играла. Возрождение произошло в матче против Австралии. Именно после него и появилось ультрас-движение Red Falcons – «Красные соколы». Мы специально взяли сокола, потому что он часть национального герба Кыргызстана, а красный – потому что это цвет флага страны и традиционный цвет формы сборной Кыргызстана по футболу.
- Что представляет собой ваше движение?
- Мы – самая активная поддержка футболистов вне стадиона и внутри него. Стараемся помогать сборной Кыргызстана во всем, морально поддерживаем их. Red Falcons – это двенадцатый игрок команды. Пока мы небольшое фанатское движение, но мы идем к этому, развиваемся, растем в плане звуковой поддержки, хореографии, перформансов. В нашем движении отсутствуют нацизм, расизм и подобные вещи. Существует ошибочное мнение, что ультрас – бойцовские группировки, которые после матчей дерутся между собой. Это не так. Мы никогда ни с кем не дрались. И не собираемся.
- Много вас?
- Точно сказать не могу, пока нет постоянных членов. На домашних матчах сборной мы занимаем восьмой сектор и продаем билеты на него. Люди, купившие билет в восьмой сектор, становятся участниками движения. Кому-то нравится, и в следующий раз он целенаправленно идет в фанатский сектор. Так и растет наша численность. В настоящее время активных членов группы 70-80 человек. Лидеров и организаторов около 15.
- Какова основная ваша цель?
- Мы хотим быть одними из лучших в Азии, хотим быть узнаваемыми на международном уровне. На это нужно много времени, но нас это не пугает. Мы не останавливаемся и двигаемся дальше. Очень хочется, чтобы на другом уголке Земли кто-то с восхищением заговорил о нашем движении. Мы реалисты, и пока ставим более приземленные цели. В нашем репертуаре кричалки, подбадривалки, у нас есть около десятка песен, и было бы здорово, если б остальной стадион знал их и повторял за нами. Ведь гораздо лучше, когда весь стадион поддерживает команду, а не отдельно взятый сектор.
- Какие акции успели провести?
- В матче против Таджикистана поддержали защитника Даниеля Тэго. Он женится на девушке из Кыргызстана, и в социальных сетях поднялся резонанс по этому поводу, многие выступили против брака. Во время матча мы вывесили транспарант с надписью «Тэго и Эля, счастья вам!» Даниель оценил жест и лично поблагодарил нас.
- Кто-нибудь оплачивает ваши инициативы?
- Нет, мы все делаем сами. Почти в любой структуре ультрас финансирование идет от членов. Это очень больная тема, потому что львиная доля группы – студенты, и не каждый может позволить себе выделить движению пару тысяч сомов. Все, что мы придумываем, требует средств. Те же лицевики: надо покупать полотно, баллончики с краской, футбольную атрибутику, флаги. Это дорого, поэтому мы стараемся найти спонсора, который помог бы развивать фанатское движение. Ведь деньги уходят на поддержку сборной, а не в чьи-то карманы. Имея хорошего покровителя, мы быстрее вышли бы на международный уровень. В поддержку сборной мы вкладываем свои труд, время и душу.
- Есть ли связь с Федерацией футбола?
Да, но не особо прочная. Когда мы делали первые шаги, они помогли деньгами, купили барабан. Во время организации своих акций мы советуемся с федерацией.
- С какими проблемами столкнулись как лидер ультрас?
- Первая – продажа билетов. Федерация футбола выдает нам билеты восьмого сектора на продажу. Мы каждому человеку объясняли, кто мы такие, чем занимаемся. Люди думали, что мы перекупщики. Было обидно, но мы продолжали продавать билеты в фанатский сектор. Были небольшие конфликты с милицией. Они запрещали вывешивать лицевики. Я не знаю, почему такой запрет существует, там всего лишь надпись Red Falcons на красном полотне. Ничего оскорбительного мы себе не позволяем. Есть проблемы с людьми, культура ультрас мало знакома нашему болельщику, некоторые фанаты не поют, сидят, а не стоят, по просьбе заряжающего (выразитель общего мнения в секторе) не поднимают руки.
Очень трудно зазвать людей в наш сектор. Кыргызстанские болельщики мечтают, чтобы у нас было фанатское движение, как в Европе, но сами для этого практически ничего не делают. Они сидят в секторах и щелкают семечки. Это неправильно. Если они хотят высокую футбольную культуру ультрас в Кыргызстане, то должны действовать.
Справка ИА «24.kg». Каждая группа ультрас имеет внутренние правила, но есть семь основных. Не переставать поддерживать команду, невзирая на ход матча и результат; не садиться во время матча; посещать все возможные матчи своего клуба или сборной, несмотря на цены и расстояния; верность заряжающему (человеку, стоящему там, где находится группа); отстаивать клубные цвета; помогать развитию ультрас-культуры популяризацией движения; быть преданным клубу или сборной.