00:34
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Государственный цирк: невозможное возможно?

Кыргызский государственный цирк в очередной раз вынес сор из избы. Персонажи те же - труппа во главе с именитыми циркачами vs директор.

Солидная делегация артистов, среди которых народные, заслуженные и даже имеющие европейские награды, пришли на пресс-конференцию, чтобы рассказать о наболевшем.

Объект их недовольства - нынешний директор Госцирка Курмангазы Исанаев.

Где деньги, Зин?

Первым делом народный артист КР, знаменитый наездник Манат Эшимбеков, который, кстати, в свое время завоевал призовое место на легендарном цирковом фестивале в Монте-Карло, задался вопросом, куда делись 56 миллионов сомов, выделенные на капитальный ремонт здания.

«Цирк скоро упадет, все развалено - манеж, купол, зал, конюшни», - сказал знаменитый наездник.

По его заявлению в цирке работала комиссия Минкультуры и выявила массу недостатков. В то же время другая комиссия, созданная Жогорку Кенешем совместно с ГКНБ, нарушений не нашла.

Своя рубашка ближе к телу

«Директору Исанаеву 66 лет, работает уже 13 лет, еще в 60 лет должен был уйти на пенсию. Но у него свой бизнес, четыре ресторана, его не могут выгнать, потому что кормятся оттуда. Только от аренды этих помещений можно было бы сделать цирк процветающим», - громко и серьезно заявил Манат Эшимбеков.

Как он рассказал, артисты сами делают реквизит, покупают животных, за свой счет ездят на гастроли, при этом вынуждены брать неоплачиваемый отпуск. В труппе из 188 артистов осталось 49.

Допекло!

После Эшимбекова выступали ветераны циркового искусства, именитые циркачи. В целом смысл их выступлений сводился к перечислению тех же проблем - с маленькой зарплатой, реквизитом, выездом на гастроли, плохими условиями для тренировок. Одним словом, журналистам стало ясно: из-за непутевого руководителя цирк сегодня на грани развала.

Судя по тому что на встречу с журналистами пришла чуть ли не вся труппа, внутрицеховой конфликт довольно серьезен. Видимо, директор всех допек так сильно, что люди рассказали даже о выращиваемых вокруг здания цирка капусте и чесноке и пруде с рыбками.

Через тернии

Чтобы убедиться, действительно ли так страшен черт, как его малюют, журналисты, в том числе и корреспондент ИА «24.kg», отправились в цирк. И вот что там увидели.

С восточной стороны здание встречает посетителей отломленной глыбой гранита и неработающим фонтаном.

Чтобы попасть внутрь, требуется личное разрешение генерального директора. По крайней мере, так ответил вахтер у входа на просьбу войти.

Звоним директору и слышим его первый вопрос: «Кто тебя нанял?»

Объяснив, что с ним говорит корреспондент и нанят на работу он информационным агентством, получаю разрешение войти в храм искусства. Пока искали вход, действительно увидели аккуратно высаженные у западной части здания капусту, чеснок, зелень. Видимо, предприимчивые граждане Поднебесной, которые открыли в цирке несколько кафе, решили радовать своих клиентов в буквальном смысле овощами со своего огорода.

Входим в помещение, и в нос ударяет резкий запах аммиака - своеобразный привет от уборной.

Открытия

Первым делом журналисты поинтересовались судьбой 56 миллионов, о которых говорил именитый наездник.

Услышав сумму, директор попросил бухгалтера принести финансовые документы, сказав, что сам впервые слышит такие данные.

По словам директора, придя на эту должность в 2004 году, он первым делом составил акт о состоянии объекта.

В советское время, рассказал он, цирк полностью финансировался Москвой, а после распада великой державы цирк остался, а артисты разъехались, потому что государству было не на что их содержать.

С 1991-го до его прихода цирк, можно сказать, находился в запустении.

«В 2000 году здание самого цирка и принадлежащее ему общежитие сдали в аренду частной компании, которая использовала помещение под далекий от искусства бизнес, причем в договоре аренды даже значился пункт о его последующем выкупе», - рассказал Курмангазы Исанаев. Видимо, в то время власти считали, что цирк вообще не нужен.

Произведя расчеты и прикинув, сколько потребуется на ремонт, директор начал восстанавливать здание.

«В течение десяти лет нам выделяли в год по одному, по два миллиона сомов, на которые мы и делали ремонт», - говорит Курмангазы Исанаев.

Своими глазами

Выслушав информацию о его славных делах, пошли убедиться воочию, как обстоят дела. Первым делом смотрим кровлю. Сделали ее, надо признать, на совесть. Ровные швы, без единой трещинки аккуратно уложенный рубероид, надежно укрепленные насадки из оцинкованных листов.

Отремонтировали и систему отопления, которая, по словам директора, была отрезана от ТЭЦ в лихие девяностые за неуплату.

Показали санузлы. Видно, что на стены уложен новый кафель, обновлена сантехника. Но вот система вентиляции оставляет желать лучшего: специфический запах не выветривается.

Показал директор и отремонтированные гримерные, рассказал, что покрасили помещения для животных. В целом внутри здания довольно светло, везде покрашено, обновлено, кроме манежа и зрительного зала. Он, видимо, не видел ремонта с союзных времен. Да и директор сам признался, что денег на ремонт этой части цирка не выделяли.

«А то, что выделяли, истратили на ремонт первостепенных по важности целей - ремонт кровли, системы отопления, санузлов», - пояснил глава госцирка.

Приоткрывая завесу

Что касается взаимоотношений руководства и артистов, картина вырисовывается довольно запутанная и сложная. У каждого своя правда.

По словам директора, он хочет призвать артистов к порядку. Требует, чтобы они работали, как положено, 8 часов, выполняли план в виде восьми выступлений в месяц и не требовали за свои выступления денег, ибо и так получают зарплату. Цирк все-таки государственный.

«Они привыкли работать как частники. Но это не их вина, они вынуждены были так делать. Но теперь, возвратившись в организацию, должны подчиняться Трудовому кодексу», - считает директор.

Надо признать, оклад у артистов невысокий – 4-5 тысяч сомов. С надбавками выходит, конечно, больше.

Как люди искусства, они постоянно несут издержки в виде костюмов, расходов на приобретение и восстановление реквизита. Никто не отменял и риск получения травм, которые вообще могут поставить крест на карьере.

Одним словом, директор заинтересован в сохранении здания цирка в более-менее сносном состоянии и намерен приучить артистов к порядку, не заботясь при этом об их творческом развитии. Артисты же требуют создать им все полагающиеся по закону условия для работы и побольше платить, чтобы они могли полностью сосредоточиться на искусстве, которому служат. Одним словом, обе стороны хотят одного и того же: чтобы и деньги были, и порядок поддерживался. 

Но, похоже, у нас это невозможно. Из разряда недосягаемого…

Бизнес