«Это же безобразие! Разве так можно? И это хваленые центры обслуживания населения - не протолкнуться! В 9 утра зашла и только в 6 вечера выбралась оттуда», - недавно услышала я разговор двух собеседников. «Нет, идея, конечно, хорошая: ЦОН куда лучше паспортных столов, что были ранее, но все равно невозможно много народа», - сделали они неутешительный вывод.
Сегодня, решив выяснить, что же происходит в городском Центре обслуживания населения, журналист ИА «24.kg» отправился на место. Учитывая, что в здании размещены паспортные столы трех районов города, можно смело сказать, что народа не так много: четко работает электронная очередь, возле каждого окошка, где оказывают государственные услуги, небольшие очереди, за исключением двух кабинетов, где на удобных диванчиках в центральном зале расположились фотографы и ожидающие.
По словам одной из женщин, стоящих в очереди, у нее все документы готовы, за исключением фотографии. «А наши фотографии не подошли, говорят нездоровый цвет лица. Вот пришлось перефотографироваться здесь. Сказали, снимок будет готов через полчаса», - рассказала она.
- А фотография у вас с собой? Ну та, что не подошла.
Женщина показала мне ее. Фотография как фотография, очень даже здоровый цвет. По словам самих же государственных фотографов, можно и в другом месте сняться, только все равно нужен «баркод» для занесения фотографии в базу, а для этого гражданам все равно придется обратиться к фотографам ЦОН.
- А для чего этот баркод? - не унимаюсь я. - И чем фотография, выполненная вами, лучше тех, что приносят сами граждане?
- Если она хорошего качества, мы ее примем и внесем в базу.
И баркод присвоим бесплатно. Но к нам зачастую приносят фотографии ужасного качества. Все зависит от бумаги, у нас-то она дорогая. Важна и техника обработки снимка: мало ли, вдруг блики есть, да и лицо на фотографии должно быть однотонным, - добавила девушка-фотограф.
Мне всегда казалось, что фотографы в салонах в курсе, какие требования предъявляют к снимкам на главный документ каждого гражданина, и уж тем более не встречала таких, кто может придать лицу граждан нездоровый цвет.
Но, оказалось, что «особой техникой обработки фотографий» владеют исключительно специалисты ЦОН, а профессиональным, граничащим с рентгеновским взглядом обладает практически каждая сотрудница центра.
Иначе как объяснить то, что при приеме документов почти каждого желающего получить паспорт отправляет к фотографу? И человек, заплативший около 150 сомов в фотосалоне, вынужден отдать еще 120, чтобы получить фото со здоровым цветом лица. Вот и стоят несчастные в очереди, чтобы сначала сфотографироваться, а потом - уже через полчаса, чтобы забрать свои снимки. Вот вам и искусственно созданные очереди.
Над этим бы поработать, но нет, у работников ЦОН есть другая забота. Сотрудница, оказавшаяся руководителем ЦОН и оперативно отреагировавшая на делающего фотографии журналиста, отказалась прокомментировать ИА «24.kg» ситуацию. Отдуваться пришлось директору госпредприятия «Инфоком» Таланту Абдуллаеву.
«В ЦОН человек вообще может приходить без фотографии. Берется его электронное изображение и прикрепляется к анкете. Относительно того, что граждан отправляют перефотографироваться, есть те, чьи фотографии действительно не подходят. И для того чтобы не рисковать и через неделю не звонить гражданину с просьбой перефотографироваться, предлагают подстраховаться и сфотографироваться у нас. Но не всех поголовно нужно отсылать, а лишь тех, чье фото действительно не отвечает требованиям. Просто все наши проблемы от того, что все самые интересные и хорошие идеи и задумки наши сотрудники не могут донести до граждан, от этого и непонимание», - сказал директор госпредприятия.
Так и живем: граждане тихо возмущаются, но продолжают переплачивать, не понимая, за что. Клерки не умеют правильно донести народу информацию, а члены правительства с экранов вещают об улучшении качества предоставляемых государством услуг…
Фото ИА «24.kg»