В преддверии курортного сезона на берегу жемчужины Кыргызстана прошла традиционная международная туристическая ярмарка «Иссык-Куль-2015». Работники пансионатов, туроператоры и потенциальные отдыхающие могли наладить контакты и создать почву для сотрудничества.
У входа в корпус постелили ковры. Вышли артисты в ярких нарядах. Спели песни, сплясали танцы. Тут появилась вице-премьер-министр КР Дамира Ниязалиева.
- Иссык-Куль – жемчужина не только нашей страны, но и всего мира! – заявила она. – Он притягивает миллионы туристов, желающих отдохнуть на берегу озера, насладиться уникальной природой и чистым горным воздухом.
По ее словам, правительство принимает меры для комфортного пребывания туристов в стране, создает условия для успешного ведения бизнеса. К примеру, в 2012 году в одностороннем порядке снят визовый режим с 45 странами. Более 20 стран сегодня имеют облегченную систему выдачи виз. Действует маркетинговая программа Visit Kyrgyzstan, направленная на продвижение туристического потенциала на мировые рынки, а также программа «Айыл туризм». Предусмотрено развитие отрасли в регионах.
Отдельное внимание вице-премьер уделила безопасности. «Все зависит от нас, многое – от местного населения. Мы с вами вместе должны создать все условия для безопасности туристов. Это самое главное», - отметила Дамира Ниязалиева.
Для Иссык-Куля это острая тема. Сам был свидетелем: приезжают богатые туристы и ведут себя максимально свободно, вызывая раздражение и агрессию у нищих местных жителей. Многие выпивают. А где алкоголь, там происшествия.
Началась презентация. Промоутеры расселись в просторном зале и продвигают свои центры отдыха. Везде буклеты, каталоги, фотографии, прейскуранты. Глянул одну брошюру, рекламирующую центр отдыха. В разгар сезона цены колеблются от $150 до $650.
Со стороны все выглядит чинно и благородно. В наличии курорты на любой вкус. В некоторых представленных пансионатах я останавливался и не понаслышке знаю о «качестве» сервиса. Но то было давно. А вдруг исправились?
- Есть польза от таких выставок? – спросил у управляющего отделом продаж и маркетинга санатория «Иссык-Куль Аврора», главы Ассоциации курортов Кыргызстана Медера Тилекматова.
- Конечно. Сразу решается вопрос о процентах, будущих поездках. Туристические компании приходят с предложениями, заключаются договора.
- Чего ожидаете от предстоящего сезона?
- Не секрет, что мы входим в Таможенный союз. Большие ставки делаем на Россию. Недавно впервые ездили в Казань. Были на выставках в Екатеринбурге, Новосибирске, Москве. Россияне сейчас готовы ехать именно к нам - в страны СНГ.
- А как с ценами?
- Недавние изменения курсов доллара и рубля вызвали большой резонанс. Но мы согласовали действия и не стали резко увеличивать цены, чтобы не потерять туристов. Подняли их символически.
- Соответствуют ли цены уровню обслуживания?
- Каждый клиент оценивает по-разному. Возможно, в сервисе мы проигрываем, но в гостеприимстве, оздоровлении и питании выигрываем. Тем более среднегорье с морским климатом – уникальные условия.
В другом зале развернулась ярмарка. Местные жители и крупные фирмы продвигают товары. В продаже одежда, очистные сооружения, пластиковые окна, колбаса, цветы.
- У нас вы можете купить продукцию из войлочных изделий, - говорит Нурила Чолпонкулова. – Ее производят местные женщины из малообеспеченных семей. Мы социальные работники из проекта по укреплению семьи (Чолпон-Ата) и помогаем им.
- Сколько стоит этот коврик? – заинтересовался я.
- Маленький – 750, а большой – 1,2 тысячи сомов. Все шьется вручную.
- Хорошо идет товар?
- Сегодня нормально. А летом еще лучше. Еще к нам приезжают иностранные гости и все закупают.
Ярмарки – дело хорошее. Однако пансионатам надо не только пиариться, рассчитывая на доверчивых туристов, но и подтягивать уровень сервиса. Есть центры отдыха, к которым из года в год возникают претензии. Людей возмущают грязные пляжи, навязчивое местное население, цены… Многие кыргызстанцы родному Иссык-Кулю предпочитают берега Турции и Юго-Восточной Азии, где за те же деньги отдыхают с большим комфортом.
Еще одна проблема – нестабильная ситуация в стране. Наш народ порой отпугивает туристов, устраивая митинги по поводу и без. В 2014 году для улучшения репутации КР проведены Всемирные игры кочевников. Директор Департамента туризма Максат Чакиев на пресс-конференции по итогам ярмарки был вполне доволен. По его словам, игры себя оправдали, получен доход - почти $10 миллионов при около двухмиллионных затратах. Однако насколько они подняли туристическую привлекательность КР в мире, пока неизвестно. Узнаем через три-четыре месяца.