Для строительства дороги Маданият — Джалал-Абад подрядчика не могли выбрать четыре года. Для этого даже пришлось договариваться с донором проекта о продлении сроков строительства. Подрядчика выбрали в этом году. Но вместо стройки Кыргызстан ждет очередной дорожный скандал.
Четыре года на переговоры
В 2014 году Кыргызстан и Евразийский банк развития подписали соглашение о выделении $60 миллионов на реализацию четвертой фазы строительства дороги Бишкек — Ош. Речь идет об участке от села Маданият до города Джалал-Абада. Но в этом году Министерство финансов внесло на рассмотрение парламента проект дополнительного соглашения о предоставлении инвестиционного кредита на реконструкцию участка дороги Маданият — Джалал-Абад.
Оказалось, что за четыре года проект так и не продвинулся. Тендер на его реализацию объявили только в июне 2017 года.
«Банк не мог найти закупщика, так как выбирал впервые. Он не мог определиться: провести закупки по правилам Азиатского банка развития или Всемирного банка», — рассказал Жамшитбек Калилов.
В итоге президент Сооронбай Жээнбеков ратифицировал дополнительное соглашение лишь 29 июня 2018 года. К этому времени Министерство транспорта и дорог определилось и с подрядчиком для строительства трассы.
Азербайджанская компания ОсОО «АзВирт» предложила наименьшую цену — 3 миллиарда 536,4 миллиона сомов. Продолжительность контракта — 36 месяцев. Именно она в итоге и стала победителем тендера.
Контракт предусматривает подготовку детального проекта и строительство дороги.
Дорожное лобби в действии
Любые дорожные проекты в Кыргызстане уже давно стали символом коррупционных скандалов. За годы независимости ни один крупный проект не удалось реализовать без нареканий. И дорога Маданият — Джалал-Абад не стала исключением.
Работы на участке еще не начались, а вот разборки между участниками тендера в самом разгаре.
Российский участник тендера — ООО «Корпорация «Евротракт» заявила, что при проведении конкурса имел место сговор между чиновниками Минтранса и победителем.
ООО «Евротракт» считает, что азербайджанская компания Azvirt намеренно подала заявку последней, чтобы ее тендерное предложение вскрыли уже после того, как станут известны цены остальных участников.
При этом он отметил, что по условиям предоставления тендерной документации заявление о скидке должно было быть предоставлено в едином письме-заявке претендента.
О скидке должно было быть объявлено заранее, вместе с озвучиванием основной суммы контракта.
«Мы считаем, что в тендерном предложении Azvirt было несколько предложений с различными размерами скидок. А все действия позволили манипулировать конечной ценой предложения. В этой связи просим дать поручение провести тщательное расследование обстоятельств произошедшего, так как были нарушены права добросовестных участников тендера», — заключил Валерий Шалимов.
Знакомое лицо
Интересно, что в неприятной истории вновь всплывают вместе компания Azvirt и имя Мелиса Алыпсатарова. Напомним, что азербайджанская компания стала известна благодаря участию в тендере на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта.
Тогда, напомним, разразился грандиозный скандал. Китайская компания China Railway № 5 предложила за контракт $70,2 миллиона, а Azvirt чуть больше — $82,8 миллиона. Причем именно предложение азербайджанцев эксперты называли более подходящим. Несмотря на заверения экспертов о возможных проблемах при реализации проекта, донор — Азиатский банк развития — выбрал победителем китайскую компанию China Railway № 5.
Azvirt называли наиболее вероятным победителем тендера на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта. Но АБР сделал выбор в пользу китайской компании.
В первый раз протащить проект Azvirt Мелису Алыпсатарову не удалось. Похоже, что во второй раз у него все получилось. Более чем удачно.