04:18
USD 86.50
EUR 91.43
RUB 0.87

ГРС.kg: вседозволенность на грани шапито

На прошлой неделе рабочая группа депутатов Жогорку Кенеша рассматривала результаты проверки исполнения Закона КР «О противодействии коррупции» в Государственной регистрационной службе (ГРС). Внимательно изучив отчет, корреспондент ИА «24.kg» решил акцентировать внимание читателя на некоторых нарушениях и рассказать, в чем их опасность для граждан.

Авантюра на госуровне

Напомним, глава ГРС Тайырбек Сарпашев временно отстранен от исполнения своих должностных обязанностей. Поводом для этого послужило представление Генпрокуратуры, а основанием — указание Тайырбека Дуйшекеевича исполнить решение суда об отмене ареста на недвижимое имущество на улице Скрябина 45а, которое принадлежит доверенному лицу Максима Бакиева — сына беглого экс-президента Курманбека Бакиева. Кстати, ранее одному интернет-изданию глава ГРС заявил, что его оппоненты и в дальнейшем будут использовать информацию об отмене ареста на имущество семьи Бакиевых.

Со всей ответственностью заявляем, что в данном материале об этом имуществе не будет ни слова. Вполне хватает и других нарушений.

Итак, согласно документу, в начале апреля 2016 года распоряжением председателя ГРС Сарпашева запущен пилотный проект в Бишкеке и Оше по предоставлению выездных услуг для регистрации записей актов гражданского состояния. При госпредприятии «Инфоком» создан Центр мобильных групп, на который и возложили обязанность проводить «выездные церемонии по заключению брака с вручением свидетельства об этом в торжественной обстановке». Позже действие проекта распространили и на Ошскую область. Определена была также и стоимость услуги — 5 тысяч 422 сома.

Согласно информации рабочей группы, в расчетную стоимость включили работы по ремонту органов ЗАГС в размере 7 миллионов 79 тысяч 653 сомов, что составило около 87 процентов от всех расходов на оказание услуги.

Госагентство по антимонопольному регулированию трижды уведомляло ГРС, что проект нарушает Закон КР «О конкуренции» и постановление правительства «Об утверждении единого перечня госуслуг», оказываемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями.

Проще говоря, «Инфоком» оказывал услугу, не включенную в реестр госуслуг. Помните, как успешно действовали спекулянты? За хороший куш они легко нарушали законы.

Цирк уехал, клоуны остались

На заседании комитета депутаты обоснованно поинтересовались, на каком основании внесена процедура выездной регистрации брака. «Кто устанавливал цены на эту процедуру?» — спросил депутат Джаныбек Бакчиев.

«Это была не регистрация брака, а только вручение свидетельства. За 8 месяцев действия проекта было 808 выездов, собрано 4,3 миллиона сомов, из которых один миллион инвестирован в реконструкцию здания центрального ЗАГС», — оправдывался Сарпашев.

Он выразил мнение, что таким образом в ведомстве боролись с коррупцией.

«Торжественная регистрация брака составляла 2,5 тысячи сомов. Но сотрудники ЗАГС регистрировали многие случаи как обычную процедуру — за 200 сомов. Вечером они приезжали на той к молодоженам, вручали свидетельство, а те, в свою очередь, давали сотрудникам по $100 долларов, которые шли в их карманы. Сотрудники даже ругались из-за того, кто поедет вечером на той», — рассказал отстраненный председатель ГРС.

Таким образом, глава ГРС подписался под тем, что сотрудники госпредприятия 808 раз приняли участие в театрализованном балагане.

«Чиновники говорят, что не регистрируют брак, а лишь торжественно вручают свидетельство. Увидеть выездное вручение документа ЗАГС можно на любой свадьбе. Ряженые же не говорят: «Торжественно вручаем», идет демонстрация самой процедуры», — прокомментировал ИА «24.kg» ситуацию с выездной регистрацией глава ОсОО «Интел Линкс» Таалайбек Джумадылов. По его словам, вся соль именно во фразе «Именем Кыргызской Республики…».

«Эту фразу имеют право произносить только два субъекта — судья при вынесении приговора и работник загса — госслужащий, кому государство делегировало такие полномочия», — подчеркивает собеседник.

«Это одно и то же, что пойти в филармонию или театр и нанять актеров, которые говорят: «Объявляю вас мужем и женой», — смеется Таалайбек Джумадылов.

Пока глава ГРС находится не у дел, он смело может возглавить труппу и заняться постановкой театрализованного представления.

Таалайбек Джумадылов

Но представители ГРС стояли на своем: таким образом они якобы обуздали коррупцию в органах ЗАГС. Однако внятно ответить на вопрос, почему за балаган кыргызстанцы должны платить по 5 тысяч сомов, не смогли. Знают ли инфокомовцы, что этот цирк тянет на статью «Присвоение властных полномочий» мошенническим путем? Вот и депутат — юрист по образованию — Аида Салянова считает такой вид борьбы с коррупцией, мягко говоря, странным ноу-хау.

Уровень «Бог»

Следующий пункт, привлекший наше внимание, — подписание ГРС и Агентством по международному сотрудничеству Кореи (KOICA) протокола переговоров о создании в Кыргызстане условий для внедрения документов, идентифицирующих личность.

Бесспорно, внедрять современные информационные технологии нужно, вводить биометрические паспорта тоже. Но прежде чем реализовывать такие проекты, должны быть выработаны разные виды сопровождения — нормативно-правовое, административное, организационное, техническое, технологическое и экономическое.

И в приоритете, конечно же, нормативно-правовое, которого в государстве нет.

В июне 2016 года глава ГРС Тайырбек Сарпашев провел переговоры, по итогам которых с региональным директором представительства Агентства по международному сотрудничеству Республики Корея Пак Сунджином подписан протокол. Согласно документу, стороны договорились совместно реализовать «Проект по внедрению в Кыргызстане системы электронных национальных удостоверений».

Главная цель проекта — в предоставлении удостоверений личности (ID-карт) на предстоящих президентских выборах осенью 2017 года для трех миллионов кыргызстанцев.

Общий бюджет проекта - $15,25 миллиона. Корейская сторона в виде гранта предоставляет $7,46 миллиона, а оставшиеся $7,792 миллиона станут обязательством кыргызской стороны.

Соглашение с KOICA, с точки зрения кыргызского законодательства, сделано изначально спорно, так как руководитель госоргана перед проведением международных переговоров должен получить соответствующие письменные полномочия. А на подписание международного договора должностное лицо должно получить соответствующее распоряжение правительства.

28 июля 2016 года глава правительства КР Сооронбай Жээнбеков подписывает распоряжение № 333-р об одобрении ответной ноты МИД КР на ноту Посольства РК в КР и определяет исполнителем проекта ГРС КР.

Однако соглашение с KOICA подписано на месяц раньше — 28 июня 2016 года. Согласно юридической практике, соглашение с корейской стороной должно получить одобрение таких ведомств, как Минфин, Минэкономики, Минюст, МИД КР. Если дело не терпит отлагательства, то часто практикуется опросный порядок принятия решения, при котором необходимо получить одобрение не менее десяти членов кабмина. И это необходимо было сделать до подписания соглашения.

Тогда почему Сооронбай Жээнбеков с 30-дневным опозданием (а по сути — «задним» числом) одобрил итоги переговоров Тайырбека Сарпашева с корейскими чиновниками? И вообще, c точки зрения национальных интересов, глава ГРС договорился о достаточно спорных вещах.

Попробуете оспорить…?

Давайте посмотрим некоторые пункты соглашения.

«ГРС полностью признает и понимает, что KOICA может аннулировать данный проект грантовой помощи и переустановить цели проекта и/или его компоненты, когда сроки реализации мероприятий проекта и его обязательств не могут быть соблюдены никакими средствами даже после консультаций сторон».

То есть кыргызская сторона в одностороннем порядке лишена права реагировать на возможные действия корейской стороны, хотя финансовый вклад КР больше.

«Стороны не вправе предъявлять какие-либо претензии и оспаривать против другой стороны за несоблюдение сроков реализации проекта вызванных обязательствами невыполненными каждой из сторон».

Достаточно редкий пункт в международной практике. То есть за любое действие или бездействие по срокам реализации проекта кыргызская сторона лишена права на какие-либо претензии. Налицо полная зависимость от контрпартнера.

«ГРС делегирует KOICA полномочия по отбору поставщика/поставщиков для предоставления бланков электронных национальных ID-карт… Все обязанности и обязательства, которые могут иметь место в отношении контракта, заключаемого между ГРС и поставщика/поставщиков, будут возложены на ГРС».

Получается, что суверенное государство добровольно лишило себя права участвовать в отборе поставщика бланков главного документа гражданина КР, предоставив это иностранному государству.

Нам всего лишь отводится роль смиренно принять компанию, которую по собственным процедурам отберет для нас иностранное государство, а затем заключить с ней все необходимые контракты.

«KOICA обязуется предоставить оборудование для системы управления по выпуску ID-карты… Разработать электронную систему управления по выпуску ID-карт… Разработать приложение ID-карты для защиты персональных данных в микросхеме…»

Вся электронная система по гражданам КР априори будет прозрачна для корейских государственных IT-специалистов.

Какие же механизмы защиты данных граждан Кыргызстана предусмотрены? Неужели Госкомитет национальной безопасности во главе с Абдилем Сегизбаевым позволил это, одобрив соглашение?

«ГРС обязуется обеспечить достаточное количество финансовых средств для выполнения обязательств в соответствии с предложенным «графиком проекта» и «разбивкой бюджета и срокам закупок».

Видимо, в республиканский бюджет КР на 2017 год заложена сумма в $7,792 миллиона, необходимая для полной реализации проекта, раз с легкостью подписываются подобные соглашения.

Складывается ощущение, что вокруг финансового вклада правительства КР существует некая интрига, поскольку один из заместителей ГРС Дастан Догоев сообщил, что деньги дадут ПРООН и ЕС. А в Минфине знают о соглашении?

«Данные по регистрации/применению для завершения выпуска ID-карт: до конца августа 2017 года. ГРС обязуется принять необходимые меры для сбора биометрических данных и успешно выполнить процесс регистрации заявок на выпуск трех миллионов карт». А согласно пункту «Распространение и доставка ID-карт: до конца сентября 2017 года» ГРС обязуется «распространить три миллиона ID-карт региональным офисам и обеспечить их своевременную доставку гражданам».

Население Кыргызстана пока еще в неведении, что к концу августа 2017-го половине граждан страны придется в срочном порядке получать новые биометрические ID-карты корейского производства.

В обход процедур и в спешном порядке также ведется и работа ГРС: работают комиссии, утвержден дизайн документа, но никто не признается, что страна на грани очередной паспортной авантюры.

Под прикрытием предстоящих президентских выборов осуществляется попытка спешно реализовать паспортный проект в обход существующих процедур по госзакупкам и защите персональных данных.

Подозреваем, что спешка продиктована отсутствием в ГРС достоверного списка избирателей страны. Ну, а главу государства водят за нос, рисуя различные технологические проекты, в которых человеку без специальных знаний просто не разобраться.

Одним словом, балаган!

Популярные новости
Бизнес