В начале года в республике Молдова разразился скандал, который у нас мог бы остаться незамеченным, если бы не одно но…
Несколько сотрудников Национального центра мониторинга и контроля дорожного движения Молдовы подозреваются в коррупционных действиях: за энное вознаграждение они освобождали некоторых водителей от необходимости уплачивать штрафы. Кстати, именно такой же комплекс «Автоураган» и предлагала в своей тендерной заявке по проекту «Безопасный город» молдавская компания «Десса Интернешнл». А пока тянутся бесконечные судебные тяжбы по прошедшему тендеру, на участке (рынок «Азамат», Сокулукский район) МВД уже фиксирует нарушения скоростного режима самым примитивным комплексом из «Автоурагана».
Молдавская реальность
По информации молдавских СМИ, с помощью вот этих «добрых» людей из центра мониторинга с водителей были сняты в общей сложности 2 тысячи 304 штрафных пункта, выписанных им за различные нарушения на дорогах страны.
«Игра, по-видимому, стоила свеч: единственная известная нам цифра — это ущерб, нанесенный государственному бюджету. По официальным данным, государственная казна не досчиталась 40 миллионов леев (свыше $2 миллионов). Заведено два уголовных дела: по факту пассивной коррупции и превышении служебных полномочий», - сообщалось в молдавской прессе.
Кыргызское будущее?
На недавних парламентских слушаниях в Жогорку Кенеше по поводу сложившейся ситуации в сфере безопасного дорожного движения глава МВД Мелис Турганбаев, информируя о ситуации на дорогах, рассказал, что ежедневно фиксируется около двух тысяч нарушений. «То есть можно без привлечения средств из бюджета установить камеры видеонаблюдения на автодорогах республики, что улучшит ситуацию. Все деньги поступают в центральное казначейство.
За пределы страны или кому-то на руки они не уходят. Если бы проект реализовали компании из соседних государств, то более половины средств как раз уходило бы на оплату деятельности этих фирм», - говорил Мелис Турганбаев.
Ранее же подчиненные министра озвучивали совершенно другие данные… «В декабре после установки двух видеокамер зафиксировано 15 тысяч нарушений ПДД в сутки. Позже тенденция снизилась, но в среднем камера фиксирует штрафов на миллион сомов ежесуточно», - говорилось в прессе.
Что касается тендера «Безопасный город», то Мелис Турганбаев подчеркнул: МВД не виновато в том, что конкурс не состоялся. По его мнению, вопрос был СЛИШКОМ политизирован, и сам тендер был связан с большими деньгами.
Допустим, МВД не виновато, хотя общественность придерживается совершенно иного мнения, тогда кто виноват в нарушениях при проведении следующих тендеров? Кто на этот раз политизировал вопрос, чьи интересы лоббировались и кого теперь МВД сделает крайним?
А ларчик просто открывался…
ИА «24.kg» раскроет схему, как можно намеренно отменить результаты первых двух конкурсов, дабы «подвести» нужного поставщика под 21 статью Закона КР «О госзакупках» о «прямом заключении» договора. Для этого необходимо признать ранее проводимый конкурс несостоявшимся, а повторный тендер (с учетом пересмотренных требований конкурсной документации) - не приведшим к заключению договора. Что и сделало Главное управление патрульной милиции при Министерстве внутренних дел КР (ГУПМ МВД КР).
Суровая действительность
В сентябре 2015 года ДПС МВД КР, позже переименованная в ГУПМ, объявляет тендер на закупку портативных видеорегистраторов и сопутствующего оборудования для своих сотрудников. Тендерная заявка потенциальных поставщиков не должна была превысить 10 миллионов сомов. Участие в конкурсе приняли две компании: ОсОО «Жанар-Электроник» и китайская «Донг Янг Лейк Петролеум Технолоджи».
Но тендер был признан несостоявшимся, так как кыргызстанская компания превысила сумму, выделяемую закупающей организацией, предложив 12 миллионов 305 тысяч сомов, а китайская фирма сумму не превысила, указав 8 миллионов 265 тысяч, но предложила перечень товаров не в полном объеме.
Через день ведомство вновь объявляет тендер с теми же техническими требованиями. Но не за три дня, как положено по Закону КР «О госзакупках», а за два до вскрытия заявок. ДПС МВД КР вносит корректировки в конкурсную документацию: фразу о поставке «данного» товара» меняют на поставку «аналогичного», также меняется требование по опыту поставок за последние два года - с 1 до 20 миллионов сомов.
В отмененном втором конкурсе приняли участие уже три компании: ОсОО «Жанар-Электроник», ОсОО «Аман Роуд» и ОсОО «Проминент». Согласно информации ведомства, тендер признан несостоявшимся, так как «конкурсные заявки участников были отклонены. У ОсОО «Жанар-Электроник» вновь минимальная цена в 10 миллионов 280 тысяч сомов превысила сумму, выделенную закупающей организацией, ОсОО «Аман Роуд» предложила 9 миллионов 899 тысяч 930 сомов, но в комплектации закупаемого товара не были указаны терминалы.
«У ОсОО «Проминент», предложившего 9 миллионов 750 тысяч сомов, общая сумма аналогичных поставок за последние два года не соответствовала квалификационным требованиям»,- говорится в официальном ответе ГУПМ МВД КР.
Ну, еще бы… Так и хочется написать: «Господа мужественные полицейские, а вы не меняйте условия в конкурсной заявке за два дня до вскрытия конверта, и тогда компании смогут соответствовать им».
Более того, если бы не данное процедурное нарушение, то ОсОО «Проминент» по праву считалось бы победителем тендера и по поставкам аналогичного товара, и по предложенной цене.
Вот опыт ОсОО «Проминент»:
Опыт ОсОО «Жанар-Электроник»
Ознакомимся с опытом «аналогичных» поставок и ОсОО «Аман Роуд»:
Когда изучаешь, как прошел тендер, невольно обращаешь внимание на названия прикрепленных, но не скачиваемых документов: договор о купле-продаже долот и запчастей к насосам; договор о купле-продаже химических реагентов. Согласитесь, странное название документов у компании, претендующей на поставку видеорегистраторов. Особенно если учесть требование о подтверждении опыта по поставке «аналогичных» товаров.
Через пять дней, то есть уже 26 октября 2015 года, объявляется третий тендер на закупку портативных видеорегистраторов и сопутствующего оборудования для сотрудников ДПС уже методом прямого заключения договора.
Участвуют в конкурсе две компании: «Проминент», предложившая заявку на 9 миллионов 715 тысяч сомов, и «Аман Роуд» с 9 миллионами 999 тысячами 934 сомами. Согласно протоколу вскрытия, у обеих претенденток квалификационные требования соответствуют нормам, и каких-либо отклонений от технических спецификаций нет.
Однако в официальном ответе на запрос ИА «24.kg», почему победителем признана компания «Аман Роуд», давшая наибольшую цену, чиновник ГУПМ МВД КР сослался на то, что якобы заявка ОсОО «Проминент» не соответствовала пункту 4 квалификационных требований.
А именно,в разделе «Сведения о наличии опыта аналогичных поставок», где указано, что опыт поставок за последние два года (2013-2014) должен составлять не менее 20 миллионов сомов. «У данного поставщика, по представленным сведениям о квалификации, он (опыт поставок. - Прим. ИА «24.kg») составлял только 3 миллиона 794 тысячи 400 сомов, участник был отклонен», - говорится в официальном письме ГУПМ МВД. Странно, а в протоколе вскрытия, опубликованном на портале госзакупок, комиссию устроило все.
В разделе «Квалификационные требования» отмечено, что обе компании соответствуют им, а в графе «Примечание» никаких отметок и замечаний нет. Более того, в документе указано, что заявка ОсОО «Проминент» не отклонена в связи с несоответствием конкурсной заявке, как нас заверяют чиновники МВД, а компании присвоено второе место, притом что «Проминент» предложила наименьшую сумму.
Хорошо, можно сослаться на чисто техническую ошибку или сбой в работе портала, но не слишком ли часто «глючат» ответственные за проведение тендеров и сам портал?
Милицейская ненасытность
А в следующем проведенном тендере у кого что засбоило? В начале апреля 2016 года ДПС МВД КР объявляет еще один тендер на закупку сервера с программным обеспечением и терминала для портативного носимого видеорегистратора DSJ-65 упрощенным методом на 3 миллиона 439 тысяч 800 сомов (!). А что говорится в Законе КР «О госзакупках» на этот счет? Согласно 19 статье, конкурс подобным методом используется в случае осуществления закупок готовых товаров, не требующих специального изготовления, работ и услуг с конкретным описанием на сумму менее максимальной пороговой суммы. Напомним, в Кыргызстане она составляет 3 миллиона сомов.
Также при проведении конкурса упрощенным методом для обеспечения конкуренции и эффективного отбора закупающая организация рассматривает конкурсные заявки товаров, работ и услуг не менее чем двух поставщиков (подрядчиков).
В объявленном тендере принимает участие только одна компания, уже знакомая нам по поставкам химических реактивов и запчастей для насосов - победительница конкурса на поставку видеорегистраторов ОсОО «Аман Роуд». И надо же, ГУПМ МВД КР признает тендер состоявшимся, а ОсОО «Аман Роуд» - победительницей и этого тендера.
Может быть, имеется некая справка-обоснование, которая позволяет «закрыть глаза» на закон? Тогда кто ее автор? Почему, например, проводится конкурс таким способом, если по закону основной метод осуществления закупок – это одноэтапные торги?
Понимаю, что глупо обращаться в МВД КР с просьбой проверить самих себя, но в связи с озвученными ИА «24.kg» фактами может быть стоит депутатской комиссии проверить законность всех прошедших в ведомстве торгов?
А может, еще лучше на предстоящем Совете обороны задать вопросы Мелису Турганбаеву? Очень интересно послушать, кто, по мнению главы МВД, на этот раз допустил нарушения, кто политизирует вопрос, ведь 13 миллионов сомов - очень солидная сумма.