Альтернатива повышению тарифов в Бишкеке тоже существует — нужно нормально финансировать столицу. К такому мнению пришли во фракции социал-демократов в БГК, и об этом на своей странице в Facebook написал ее лидер Кадырбек Атамбаев.
«В международной практике цена проездного билета окупает максимум 30-40 процентов от себестоимости, оставшуюся часть субсидируют правительство, региональные и местные власти. А такой вид общественного транспорта, как метро, окупаться вообще в целом не может. И это касается крупнейших городов — общественный транспорт ВСЕГДА субсидируется местными, региональными властями и даже центральным правительством», — говорится в сообщении.
Но Бишкек не получает необходимых средств от бюджетного расщепления для финансирования общественного транспорта.
В 2022 году в столице собрали 112 миллиардов сомов налогов. Бишкеку от этой суммы остается всего 12 миллиардов, это 10,8 процента от доходной части города.
В других городах СНГ этот процент расщепления действительно выше: например, в Сочи — 35 процентов, Астане — 30-35 процентов, Москве — 45 процентов.
«По расчетам специалистов мэрии, чтобы не повышать тарифы и полностью покрывать себестоимость поездок (оставить прежний тариф в 11 сомов), правительству будет необходимо выделить муниципалитету еще 2 процента от его доходной части — около 2 миллиардов сомов. Скорее всего, уровень субсидий составит около 1 миллиарда сомов (1 процент от доходной части Бишкека), если повышение тарифа будет в пределах 15 сомов», — отмечают во фракции.
Пока правительство не изменит ситуацию, бишкекская мэрия с учетом инфляции будет вынуждена повышать тарифы ежегодно, чтобы выбиться в окупаемость.
Фракция социал-демократов БГК
Они добавляют, что месячный абонемент по карте «Тулпар» увеличится почти в два раза: с 680 до 1,1 тысячи — 1,2 тысячи сомов.
Депутаты считают, что кабмин мог бы оставлять Бишкеку больше средств и тем самым предотвратить двукратное повышение тарифов или сделать повышение ограниченным (до 15 сомов), чтобы столица могла субсидировать свой общественный транспорт, не переходя к практике ежегодного повышения цен на проезд, и иметь хоть какой-то бюджет развития.
«Двукратное повышение цены на проезд при двукратном росте уровня бедности в столице (согласно данным Нацстаткома) может стать ударом по социальному контракту между гражданином и государством, при том, что последнее повышение тарифа состоялось всего лишь два года назад — это прекрасно отражает и реакция горожан в социальных сетях, которые пишут, что будут вынуждены отправлять детей в школу пешком», — подытожили во фракции.