Пока ГУОБДД рапортует об увеличении числа маршруток на Иссык-Куль, жители западной зоны Чуйской области ежедневно ощущают на себе их нехватку. Попытка уехать в Кара-Балту после шести, семи вечера — каждый раз уравнение с неизвестным окончанием.
Ты никогда не знаешь, получится у тебя попасть домой и сколько это будет стоить.
Утренние поездки из Кара-Балты в Бишкек с пятницы по понедельник — тоже тот еще сюрприз. Маршрутки, может, будут в нужное тебе время, а может, и нет, а появятся только часам к 8.00, когда ты уже точно опоздаешь на работу.
Почему опять нет бусиков
Проблема с отсутствием достаточного количества маршруток по пригородным направлениям появилась не сегодня и не вчера. Пассажиры постоянно жалуются на то, что по вечерам крайне сложно уехать. Минтранс рапортует о достаточном количестве транспорта, но проблемы это не решает.
Сотни людей вечером стоят часами на «Шлагбауме» в попытке уехать домой после долгого трудового дня.
Раньше хотя бы можно было спокойно утром уехать из Кара-Балты в столицу. Но с началом туристического сезона и с этим возникли проблемы. Для того, чтобы добраться хотя бы к 9.00 в центр Бишкека, надо выехать из Кара-Балты не позже 6.30 — 7.00. Но именно в это время маршруток часто и нет.
Когда я сама столкнулась с этим, была крайне удивлена и возмущена. Именно в утренние часы самый большой поток людей, которым нужно в столицу. Многим из них приходится в итоге ехать на попутках или такси.
— Куда маршрутки-то опять делись? Ремонт дороги же закончился, почему теперь на линию не выходят? — спрашиваю возмущенно у пассажиров такси.
— А чего вы удивляетесь? Они людей на Иссык-Куль возят, поэтому в выходные и понедельник их часто не бывает. Мы уже привыкли, — говорит мне мужчина.
На мое предложение пожаловаться в мэрию или Минтранс люди только снисходительно улыбаются. Все как один говорят, что толку с этого не будет. В лучшем случае порядок будет пару недель, а потом все вернется на круги своя.
А тарифы-то растут
В начале июля читатели пожаловались 24.kg, что водители самовольно повысили плату за проезд экспрессом по маршруту Бишкек — Кара-Балта. Установленный тариф составляет 75 сомов, но вечером с них взяли 100 сомов.
«На вопрос, почему такая цена, водители отвечают, что маршруток мало. А если человеку не нравится цена, то может ехать в обычной маршрутке, которая будет останавливаться на каждом перекрестке», — возмутились читатели.
В мэрии Кара-Балты тогда отреагировали на ситуацию и начали проверку.
Какое-то время все было в порядке. И бусиков достаточно в самые пиковые часы, и тарифы были, как положено. Но чем активнее кыргызстанцы начали ездить на Иссык-Куль, тем меньше становилось бусиков на пригородных маршрутах.
И цены снова стали выше. Но теперь на вопрос, почему с пассажиров требуют 100 сомов, ответ был простой: пригородных маршруток нет, согласился ехать только городской бус. А им все равно, какие там тарифы установила мэрия. Посчитали, что 100 сомов — выгодно, за эту сумму и возят.
«Да, это дорого. Я работаю в Бишкеке и езжу каждый день. Мне накладно платить каждый раз 100 сомов, но лучше уж так, чем 150 сомов на такси или попутке», — признается жительница Кара-Балты Каныкей.
Табуретка в помощь
Думаете, оплата в 100 сомов за проезд спасает от неудобств? Как бы не так. Когда нет маршруток, бусики забиваются так, что люди в итоге едут стоя. Иногда водители пытаются хоть чем-то помочь пассажирам и... выдают табуретку. Не самый удобный вариант, но хотя бы не стоя.
Выбор тут небольшой. Или ты трясешься в переполненной маршрутке полтора часа до Кара-Балты, или ночуешь под открытым небом.
Но это если бусик есть вообще. Уже традиционной стала ситуация, когда люди стоят часами, а транспорта так и нет. Когда же приезжает долгожданная маршрутка, то ее берут буквально штурмом. Тут уже никто не смотрит ни на возраст, ни на правила приличия, ни на воспитание. Главное — протиснуться и занять место.
«Куда делись маршрутки? Почему опять по 100 сомов?» — в очередной раз пытаюсь добиться справедливости.
«Нет машин. Я уже всем позвонил, попросил выйти даже тех, у кого выходной. Мы тоже понимаем, что людей много, всем надо домой ехать. Но бусиков просто не хватает. Поэтому просим городские маршрутки выходить на линию, кто свободен. Да, они берут дороже, но хотя бы так можно уехать», — признается бригадир маршруточников.
Сейчас на дворе август. Скоро в столицу потянется еще больше людей. Детей начнут собирать в школу. А вопрос с достаточным количеством транспорта так и не решен. Конечно, важнее же обеспечить бусикам возможность заработать на перевозке пассажиров на Иссык-Куль, чем подумать о жителях пригорода.