17:46
USD 86.50
EUR 91.18
RUB 0.86

Сингапур, Финляндия, Эстония... Чей опыт поможет кыргызской системе образования

В Кыргызстане появился очередной новый министр образования и науки. Им стал экс-депутат Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев. Очевидно, нас опять ждет новая реформа. Чиновник заявил, что будет внедрять в систему образования британский и советский методы обучения.

24.kg разбиралось, чем отличаются системы образования и чей опыт собирались перенимать в свое время прежние министры.

Взять лучшее и добавить свое

Выступая перед депутатами парламента, Каныбек Иманалиев не смог четко ответить на вопрос о том, что такое британский стандарт обучения, и сказал — будет использован опыт Казахстана и Эстонии.

«Мы возьмем хорошие стороны советской педагогики. Последние 200-300 лет в мире сражались две модели. Модель обучения Пруссии и Британии. Победила британская система. Финская, шведская, эстонские школы применяют именно эту модель. Казахстан полностью перешел на эту систему. Третий компонент — национальные ценности», — отметил он.

По словам директора Центра анализа государственной политики Алмаза Тажыбая, все страны строят систему образования под свои условия с учетом политического уклада, экономических возможностей и сложившихся традиций.

«Кыргызстан должен строить свою модель исходя из своих возможностей и с учетом опыта других государств», — считает он.

Алмаз Тажыбай кратко описал отличия некоторых систем образования:

  • К примеру, сингапурская система образования поставлена под рыночную экономику и высокую конкуренцию. Детей учат выживать с раннего возраста, готовят к жизни в условиях жесткой конкуренции. В Сингапуре идет четкая сегрегация после начальных классов. Школьники сдают экзамены, и по способностям их распределяют на три группы — с высокими, средними и низкими баллами. Большинство учится в средних школах. Те, кто хочет поступить в вуз, занимаются в топовых учебных заведениях. С низкими результатами получают образование в профориентационных школах, откуда выходят уже с определенной рабочей профессией — пожарные, полицейские, дорожные специалисты, медсестры и так далее.
  • В европейских странах — Эстонии, Германии и Финляндии — придерживаются лозунга «Ребенок должен быть счастливым в школе». Для них главное — воспитать хорошего человека. Дети часто овладевают рабочими профессиями. Но при этом школьная система этих государств показывает высокие результаты в различных рейтингах по образованию. У них стандарты другие, не такие тяжелые, как у нас.
  • В Кыргызстане с советских времен наука очень усиливала предметные стандарты в школах. Но усвояемость этих тяжелых стандартов — всего 10-15 процентов, поэтому и результаты в рейтингах у нас низкие.
  • Какой была советская система? Тогда была плановая экономика, нужны были хорошие работники для производства. Самые лучшие шли в вузы. Остальная часть становилась грамотными простыми рабочими. Но если брать внутреннюю кухню, то подготовка была авторитарная, жесткая, с наказаниями. Многие подходы коллективные. Пример тому — родительские собрания, которые остались у нас и сегодня, когда при всем классе говорят о том, что ваш ребенок, к примеру, двоечник. Шло обесценивание детей.

Заявления о том, что британская система взяла за основу советский метод образования, — миф и пропаганда. В советской системе была сплошная теория, но не компетентностный подход, применяемый в Европе.

Алмаз Тажыбай

Любовь к заграничному

Кыргызские чиновники нередко ссылаются на иностранный опыт. К примеру, решение о переходе на 12-летнее обучение в школах в Министерстве образования при Алмазбеке Бейшеналиеве аргументировали тем, что это общемировой тренд.

«136 стран мира так учат своих детей и молодежь (США, Сингапур, Финляндия, Грузия, Казахстан и другие). И это удобно, если ребенок будет поступать после окончания школы в Кыргызстане для дальнейшего обучения за границей. В том числе это облегчит признание аттестата выпускника кыргызской школы в иностранных государствах», — отмечали в ведомстве.

Кстати, Каныбек Иманалиев не стал отвечать, является ли он сторонником 12-летнего образования, — заявит в конце марта.

После первого назначения в 2020 году в интервью 24.kg Алмазбек Бейшеналиев говорил, что намерен изучать финскую, японскую, сингапурскую и корейскую системы образования.

«В глобальном мире нет единого стандарта. Чтобы адаптировать чужую систему, к примеру финскую, наше общество должно быть готовым к этому, — отмечал он. — Можно размышлять об образовании, как у финнов, экономике, как у них. В первую очередь не должно быть голодных людей. У нас же кризис в экономике, огромная миграция. Даже если внедрять чью-то идеальную систему, это не будет работать. Мы должны изучать наши приоритеты, идеологию, местные ценности. У нас идет инерция от Советского Союза, там тоже было очень качественное образование, но мы должны разработать свою систему, идеальную для нас».

На опыт Финляндии часто ссылалась Гульмира Кудайбердиева в бытность министром образования. «В Финляндии, к примеру, вообще отменены любые формы оценки знаний учащихся, зато постоянно проводятся различные срезы знаний, которые позволяют понять проблемы и решить, куда направить свои усилия. Мы работаем над созданием национальной системы оценивания образовательных достижений школьников», — говорила она в апреле 2017 года.

При ней же планировали ввести новую систему оценки деятельности школ и их руководителей. Однако каких-то кардинальных изменений после этого так и не последовало.

К примеру, в Эстонии, завоевавшей первенство среди других стран Европы в рейтинге PISA в 2018-м, существует специальная программа оценки качества образования, которая проводится раз в три года по трем профилям: чтение, математика и естественные науки. Большинство учебных заведений сами подают заявку на участие, чтобы понимать ситуацию.

После поездки в Финляндию чиновники Минобразования предложили также временно отложить аттестацию учителей. Процесс не запустили до сих пор.

При министре образования Эльвире Сариевой изучали грузинский опыт — в части финансирования частных учебных заведений, искоренения коррупции в школе и снижения насилия.

Кроме того, внедряя пилот по эффективному использованию помещений в детсадах, местные чиновники изучали опыт Японии, Швеции и Финляндии. Воспитанники некоторых детских садов в Бишкеке и Оше стали спать на матрасах в игровых комнатах, а не на кроватях в спальнях. За что Госсанэпиднадзор выписал штрафы: не все зарубежное подходит под наши стандарты и требования.

Представители интеллектуального фонда KG Analytics, изучив опыт разных стран, считают, что Эстония наиболее подходящий вариант для Кыргызстана. Эксперты аргументируют это, во-первых, общим прошлым. А во-вторых, сегодня Эстония на пятом месте в мире по уровню школьного образования, обогнав даже Финляндию.

Почему учащиеся Эстонии показывают такие высокие результаты? Школы и учителя в этой стране обладают большой автономией. Общество ценит образование.

  • Более 90 процентов детей посещают дошкольные учреждения.
  • Система образования основывается на принципах равенства. Социально-экономическое положение учащегося мало влияет на успеваемость.
  • Бесплатные учебники и школьные обеды для всех.
  • В случае необходимости школы должны обеспечить учащимся помощь логопедов, соцпедагогов и психологов, а также дополнительное индивидуальное обучение.

С чего начинать?

Прежде чем реформировать систему образования, нужно определиться с целями, которые ставит перед собой страна.

«При создании своей системы образования мы должны понять, какого человека хотим получить в итоге. Родители должны сами выбирать. Мы хотим, чтобы ребенок был счастлив в школе, чтобы его не унижали, не называли неспособным усвоить тот или иной предмет, и он постепенно набирался знаний? Тогда для этого нужно давать экономическую свободу, чтобы дети овладевали полезными навыками, — подчеркнул Алмаз Тажыбай. — В 2014 году Минобразования перешло на компетентностный подход. Для этого учительский корпус должен преподавать по-новому».

Но мы до сих пор видим много надругательств и унижений над детьми. При этом одна часть общества поддерживает строгость учителей, другая часть — за гуманную педагогику.

Алмаз Тажыбай

«В Кыргызстане главным результатом школьного образования считают поступление в вуз. На самом деле во всем мире главный результат — самочувствие ребенка в школе. Он должен плавно овладевать навыками и компетенциями, — добавил он. — В нашем госстандарте образования всего три компетенции, а в некоторых странах восемь-девять. У нас, к примеру, не учат финансовой грамотности. После школы дети должны быть грамотными и способными выжить. Но пока наши реформы этого не обеспечивают».

Популярные новости
Бизнес