Кыргызстан — государство, где девочки и мальчики воспитываются свободно от стереотипов и дискриминации, а мужчины и женщины имеют равные возможности, успешно конкурируют на рынке труда и реализовывают свой потенциал. Не сегодня, к сожалению. Такие амбициозные цели ставят в сфере гендерного равенства к 2030 году. Возможно ли их достичь в наших условиях за такой период времени?
Планы написаны, приоритеты определены
В середине сентября 2022 года постановлением кабинета министров утвердили Национальную стратегию по достижению гендерного равенства до 2030-го, а к ней — и Национальный план действий (НПД) на первые три года. Стратегия определяет приоритетные направления государственной гендерной политики. НПД предусматривает множество мер, в реализации которых задействованы почти все государственные и местные органы власти.
Многие не раз слышали о гендерном равенстве. Но не всегда люди понимают, что это значит.
Гендерное равенство — равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам, независимо от пола, свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни. Такое определение приводит Закон КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».
Почему акцент обычно делается на женщинах и девочках? «Потому что именно они являются отстающим полом во всех сферах. Значит, есть препятствия, которые не позволяют им объективно на равных реализовать свой потенциал. Хотя в том же самом образовании достижения у многих девочек лучше. Среди них больше отличниц и выпускниц с красным дипломом, но при этом их меньше в числе госслужащих, особенно на руководящих должностях», — объясняет одна из авторов стратегии Зульфия Кочорбаева.
Задача общества, государства, по ее словам, выяснить, почему так получается, где есть скрытые барьеры.
Очень большую роль в этом играют устоявшиеся в обществе стереотипы и предубеждения, из-за которых для девочек и мальчиков изначально ставятся разные планки. Если инициативы последних зачастую поддерживаются семьями, то будущее девочек часто ограничивают рамками семьи, профессиями, семейными устоями и другим.
«Идет косвенная дискриминация, существуют так называемые стеклянные стены и потолки, которые многие девушки и женщины не могут преодолеть, — отмечает Зульфия Кочорбаева. — Поэтому один из приоритетов стратегии — по функциональному образованию и культурной политике — как раз и направлен на борьбу со стереотипами. Важно разъяснять обществу: если девочки и женщины будут иметь возможности реализовываться полностью, то выиграют все».
Пока же статистика говорит о неравном доступе женщин к реализации экономических возможностей. Их больше в числе безработных, в неформальном секторе, у них меньше средняя зарплата и пенсионные отчисления. Женщин меньше в большом бизнесе, у них ограничен доступ к крупным кредитам в силу недостаточного залогового имущества.
На карьерное продвижение и возможность самообразования женщин влияет и перегруженность домашними обязанностями. Они чаще мужчин уходят с работы в пользу дома и семьи. В стране по-прежнему есть факты раннего замужества и насильственных браков. Все это пронизано культурой насилия и дискриминации. Государству предстоит приложить немало усилий в этом аспекте.
НПД предусматривает продвижение солидарности и взаимной поддержки вместо традиционного разделения мужских и женских обязанностей, равного подхода в воспитании мальчиков и девочек.
Исходя из обращений женщин, глава Ассоциации кризисных центров Толкун Тюлекова констатирует очень низкую ответственность мужчин в плане воспитания детей и в целом в семейных отношениях. Вся ответственность за это зачастую перекладывается на женщин. В основе проблемы лежит воспитание в семье с детства, поэтому важно своевременно и повсеместно вести просветительскую работу.
«Уже пора внедрять новые семейные отношения. Время диктует это», — говорит Толкун Тюлекова. С ней согласна и Зульфия Кочорбаева: «Чем больше мужчин, мальчиков и юношей будет вовлечены в распределение семейных обязанностей, тем лучше в целом будет и для них, и их семьи в будущем».
Большое внимание в стратегии уделено гендерному насилию. Такие преступления отличаются высокой степенью латентности. Стратегия признает, что официальные данные о случаях насилия занижены. Семейное насилие все больше криминализируется, тяжесть его последствий для жизни и здоровья пострадавших растет. Значительная часть пострадавших не обращается в правоохранительные и другие органы за защитой прав по факту пережитого насилия.
Это связано, в том числе, и с недоверием пострадавших к системе правосудия, некомпетентностью представителей правоохранительных и судебных органов, их отказом воспринимать гендерное насилие как серьезное преступление, отрицательным отношением общества к пострадавшим. Тем более что обращение не гарантирует наказания виновников.
План действий предусматривает широкий перечень мер для профилактики гендерных преступлений. В том числе предусмотрена поддержка горячей линии 117 (не функционирующей в настоящее время) и кризисных центров для оказания помощи пострадавшим от семейного насилия, а также создание государственных кризисных центров и внедрение коррекционных программ для лиц, совершивших семейное насилие.
Чтобы и мэр — женщина, и губернатор
Еще один из приоритетов стратегии направлен на продвижение гендерного паритета в принятии решений и расширение женского политического участия.
Несмотря на то что законодательством установлен принцип равного доступа граждан при поступлении на службу вне зависимости от пола, в государственных органах наблюдается явный перевес мужчин.
К примеру, из 21 члена кабинета министров КР по состоянию на октябрь 2021 года женщины составляли лишь 4,7 процента. Все семь полномочных представителей президента КР и мэры городов — мужчины.
«Мы подготовили проект распоряжения кабмина о создании рабочей группы по разработке положения о политических, государственных и муниципальных должностях, чтобы была предусмотрена квота для женщин. В Законе КР «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша» уже предусмотрена 30-процентная квота. Это позволило увеличить число женщин в составе парламента до 21 процента. Внесены изменения и в закон о местных выборах. Там тоже 30-процентная квота. В прошлом году результат оказался очень хорошим. Если раньше в местных кенешах было до 12 процентов женщин, то в прошлом году этот показатель вырос до 38 процентов. Мы хотим, чтобы женщины были представлены и в других госорганах», — надеется завотделом гендерной политики и координации по защите от семейного насилия Министерства труда, социального обеспечения и миграции Гульмира Окоева.
Главное — контроль и финансы
Эксперты признают: принятие такого документа и постановка целей важны для того, чтобы работа велась на постоянной основе и была преемственность. Конечно, сложно ожидать, что все цели будут достигнуты до 2030-го только по тому, что принята новая стратегия по гендерному равенству. Тем не менее долгосрочные планы позволяют и правительству, и органам местной власти, и гражданскому обществу объединять усилия.
Общая стоимость реализации национального плана действий на 2022-2024 годы составляет 1 миллиард 805 миллионов сомов.
В том числе вклад республиканского и местного бюджетов. Большие надежды возлагаются на поддержку партнеров по развитию. Часть мер пока без определенного источника финансирования.
Без денег и помощи гражданского общества, по мнению Толкун Тюлековой, реализовать задуманное будет весьма сложно.
«Многое зависит от госорганов, насколько они будут скоординировано вести работу, и как уполномоченный орган — Минтруда — будет отслеживать реализацию плана. Осталось практически два года. Важно проводить мониторинг. Если какие-то меры не выполнены в первом плане, то они должны включаться в последующие. Тут важна контролирующая роль депутатов Жогорку Кенеша. Те же гранты, которые получает государство, к примеру, на развитие предпринимательства, обязательно должны выделяться и на компонент развития женского предпринимательства. Такой подход, более ориентированный на человека, будет совсем другим», — считает она.
Уже в январе 2023 года МТСОМ подготовит первый отчет по реализации плана действий по достижению гендерного равенства за четыре месяца 2022-го.
Настоящая статья подготовлена при поддержке проекта USAID «Жигердуу жарандар» в рамках информационной кампании «16 дней активизма против гендерного насилия». Мнения, содержащиеся в данной статье, не обязательно отражают позицию USAID, правительства США или FHI 360.