За последнее десятилетие Бишкек лишился ряда памятников истории и архитектуры. С лица города стерты рестораны «Нарын» и «Адмирал», гостиницы «Иссык-Куль» и «Ала-Тоо», чайхана «Аксакал» и многие другие объекты, которые придавали ему особый вид и атмосферу.
В интервью 24.kg заместитель председателя Союза архитекторов, кандидат архитектуры Белек Сарымсаков рассказал, как исчезает история, какие памятники могут исчезнуть в ближайшие годы и почему сохранение облика столицы важно не только с точки зрения истории и культуры, но и здоровья горожан.
Без пяти минут снесенные
Совсем скоро, по словам специалиста, печальная участь упомянутых выше объектов постигнет типографию «Эркин-Тоо» на пересечении бульвара Эркиндик и улицы Киевской. Здание построили в 1931 году. Тогда оно называлось Домом печати. Многие газеты и журналы в советское время печатали именно здесь. В 2015-м типографию № 1 без объяснений лишили статуса памятника архитектуры. В Минкультуры заявили, что объект утратил архитектурную, градостроительную и историко-культурную ценность и восстановлению не подлежит. Его пытались снести.
«Здание вернули в государственный список памятников истории и архитектуры в начале 2021 года в раках расследуемого ГКНБ уголовного дела. Вопрос сноса повис в воздухе. Но это до поры до времени.
Посмотрите, что от него осталось сегодня. Один фасад, который разрушается от непогоды.
Когда осадки и время сделают свое дело, о типографии вновь вспомнят и за нее вновь возьмутся», — уверяет Белек Сарымсаков.
Той же участи дожидается и здание ипподрома «Ак-Кула», спроектированного в 1953-м заслуженным архитектором республики Владимиром Нусовым. При прошлом президенте шла речь о строительстве на его месте нового ипподрома с сохранением и реконструкцией исторической части комплекса.
«Каждый глава государства должен оставить после себя какой-то след. Алмазбек Атамбаев инициировал реконструкцию ипподрома в Чолпон-Ате. Сооронбай Жээнбеков, будучи президентом, распорядился построить новый ипподром в Бишкеке.
Союз архитекторов проводил конкурс. Из пяти работ отобрали те, которые максимально подходили под поставленные задачи — сохранение исторической, узнаваемой части проекта Владимира Нусова и строительство инфраструктуры нового ипподрома. Жээнбеков ушел с поста главы государства и реконструкцию отложили в долгий ящик. Над памятником вновь нависла угроза разрушения и сноса. Очевидно, что его судьбой больше заниматься не будут», — говорит собеседник.
Откровенно безучастное отношение к памятникам истории демонстрирует не только государство, но и частники. Наглядный пример — бывший городской планетарий, несмотря на попытки гражданских активистов, вернуть в собственность столицы уникальное строение не удалось. Или магазин сувениров «Улитка», расположенный за ЦУМом, и павильон «Соки-Воды» в центре Бишкека. Все эти объекты во владении частников, и все они доживают последние годы.
«А в каком состоянии когда-то гордость республики — главное здание Выставки достижений народного хозяйства, как сейчас говорят — бывшая ВДНХ, в свое время одно из лучших мест отдыха горожан, проведения познавательного досуга и приема гостей столиц, авторами которого были архитекторы Владимр Лызенко и Анатолий Нежурин? Да, приставка «бывшая» очень точно подмечает ее сегодняшнее состояние. Были достижения народного хозяйства страны, но они уже в прошлом», — подчеркивает Белек Сарымсаков.
Нет ни прозрачности, ни системной работы
Сегодня никто не может сказать, сколько памятников истории и архитектуры вывели из государственного или муниципального реестра. Такой статистики, по мнению Союза архитекторов, нет.
«Последняя комиссия по внесению в реестр исторических памятников и исключению из него прошла в середине 1990-х. Сейчас мы пользуемся этим откровенно устаревшим списком и не знаем даже, насколько он соответствует реальности. Прошло больше 20 лет.
Согласно Закону «Об охране и использовании историко-культурного наследия», комиссия, состоящая из историков, архитекторов, экспертов, общественников и прочих, должна созываться ежегодно для внесения корректив, изменений и дополнений.
Инициатором созыва по закону должен выступать государственный орган по охране памятников, им является Министерство культуры. Ничего этого не делают. Сейчас точечно и выборочно выносят решения на внутреннюю комиссию министерства об исключении того или иного памятника архитектуры. Профессиональное сообщество, как и граждане, узнает об этих решениях на этапе, когда повлиять на них уже невозможно», — говорит собеседник редакции.
Один из недавних и наиболее нашумевших примеров — снос гостиницы «Иссык-Куль». В 2019 году чиновники от мира культуры и мэрии уверяли Союз архитекторов, что гостиницу готовят к реконструкции. Те дали согласие. По итогу выяснилось, что вместо восстановления объект подготовили к сносу.
«Была ли необходимость сноса здания, проект которого в свое время получил международные и советские дипломы и грамоты, отмечен и республиканскими наградами?
Как известно, с восточной стороны проспекта Чингиза Айтматова еще в 2000-е зарезервировали территории для будущего возведения республиканских административных зданий и гостиница «Иссык-Куль» после реставрации могла бы прекрасно вписаться в общую структуру будущего правительственного ансамбля.
Белек Сарымсаков
Ветхость — не аргумент в пользу демонтажа, уверяет архитектор. «Иссык-Куль» построили в советское время с большим запасом прочности. К примеру, нынешнее здание торгового центра «Азия Молл» около 15 лет простояло заброшенным долгостроем — под дождем и снегом. И никто его сносить не стал. Достроили. Торговый центр стал частью архитектурного облика столицы.
Вместе с историей уничтожают и экологию
План детальной планировки Бишкека — это тоже часть истории и архитектуры. Такой же памятник, требующий защиты, говорит Белек Сарымсаков. В отличие от сноса отдельно взятых объектов, его градостроительные нарушения ведут к более тяжелым последствиям.
«ПДД центра города в советское время разрабатывала кафедра градостроительства Московского архитектурного института. Улицы проектировали с так называемыми карманами — зонами отдыха для горожан — скверы, зеленые насаждения и так далее. Это делали, чтобы придать городу воздушность — не только визуально-эстетическую, но и вполне ощутимую. Город должен продуваться ветрами. Такие же площади обязаны иметь все культурные и общественные здания.
Сейчас их стали называть свободными участками и застраивать. Но они не свободные — это часть градостроительного планирования, обязательные для общественных зданий и сооружений курдонеры. Есть нормы проектирования с указанием расчетов размеров территорий общественного пользования и процента озеленения.
Одной из первых подобных застроек стало строительство торгового цента «Вефа» на пересечении улиц Абдрахманова и Горького, застроены места общего пользования кинотеатров «Россия», «Манас» и «Октябрь», фронт улиц Токтогула, Киевской, Боконбаева и другие. Уплотнение застройки общественных территорий и площадей в центре города приводит к закупорке кварталов и районов. Это отражается и на ситуации с качеством воздуха», — уверяет специалист.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо внести поправки в закон о сохранении памятников архитектуры, считает он. Общая историко-культурная экспертиза должна проводиться постоянно с участием профессиональных общественных организаций и специалистов, следует обновить реестр памятников архитектуры, в первую очередь в Бишкеке и Оше, исключить монополию на проектирование охранных зон и зон регулирования застроек.
«Необходимы здоровая конкуренция, конкурс и отбор. Кроме Кыргызреставрации, у нас есть профессиональные организации — Государственный проектный институт градостроительства и архитектуры и другие проектные институты и мастерские, которые могут и имеют право делать экспертную оценку, проектирование, реставрацию. В конце концов монополия — это и коррупционный риск», — подчеркивает Белек Сарымсаков.
Важно обратить внимание на столь необходимые сейчас для Бишкека правила проектирования и застройки в центральной исторической части города, провести все-таки заседание комиссии, рассмотреть и утвердить актуальный реестр памятников истории и архитектуры, определить бюджет для их содержания и реставрации.
Стоит ли ожидать, что эта работа будет сделана, — вопрос риторический. Чтобы ответить на него, достаточно посмотреть, как ведомство, напрямую ответственное за состояние исторического облика столицы, относится к собственному зданию, — к слову, тоже памятнику истории и архитектуры.