В очередном учебном году в Кыргызстане стартует экспериментальная программа подготовки медицинских сестер. В течение трех лет в четырех государственных медицинских колледжах: в Бишкеке, Нарыне, Токмаке и Узгене сестринскому делу будут обучать по-новому.
Не помощник, а партнер
Сегодня роль медсестры значительно выросла. В Кыргызстане с 2021 года в организациях здравоохранения начали внедрение проекта «универсальная медсестра». Ранее такой подход апробировали в отделениях, где были красные зоны.
Предполагается, что вместо процедурной, перевязочной и палатной медсестер одна универсальная будет наблюдать за самочувствием пациента, оценивать его состояние, фиксировать изменения и выявлять проблемы, при необходимости оказывать сестринскую неотложную помощь, ставить сестринский диагноз, самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать ее эффективность.
В Минздраве уверены — необходим другой уровень подготовки и переподготовки, чтобы медсестра была не техническим помощником врача, а работала система «врач — медсестра — пациент».
Но изменение должностных обязанностей требует и пересмотра подготовки медицинских сестер. Сегодня, чтобы стать семейной или универсальной медсестрой, специалист проходит полугодовое обучение. В том числе и тот, кто только что окончил колледж.
Главный специалист управления медицинской помощи и лекарственной политики Гулназ Ажымамбетова отмечает, что в программе правительства «Здоровый человек — процветающая страна» предусмотрено реформирование сестринского образования в соответствии с новыми требованиями и потребностями здравоохранения.
Еще одна проблема, которую планируют решить при помощи расширения функционала медсестер, — оказание медицинской помощи при нехватке врачей, особенно в регионах.
«В связи с нехваткой врачей в республике возникла необходимость расширения функций медицинских сестер. Сегодня приоритет отдается первичному звену здравоохранения, и медсестры выполняют профилактические, консультативные функции, занимаются обучением пациентов здоровому образу жизни, правильному питанию, ранним выявлением заболеваний, последующим наблюдением за процессом лечения больного, за его состоянием. Да, медицинская сестра не может ставить диагноз или назначать лечение, но элементарно она может, измерив у человека артериальное давление, направить его потом к врачу», — сказала Гулназ Ажымамбетова.
Председатель ассоциации специалистов сестринского дела Айзат Асанова отмечает, что раньше медсестры больше выступали в роли «принеси-подай».
«Сегодня медсестра может проводить первичный осмотр пациента, получать антропометрические показатели: рост, вес, измерить давление, расспросить, с чем пришел пациент. Если ему нужно назначать лечение, то она уже направляет к врачу», — сказала она.
В свою очередь, врач не будет тратить время на первичный осмотр, уделив больше внимания именно назначению лечения.
Айзат Асанова
«Кроме того, медсестра может рассказать обратившимся пациентам о профилактики заболевания, дать рекомендации по здоровому образу жизни. Если на прием пришла женщина, может узнать, планирует та беременность или нет и, соответственно, назначить фолиевую кислоту или рассказать о средствах контрацепции и так далее. Может направить на сдачу анализа на сахар, если человек внезапно похудел, испытывает жажду и так далее», — добавила она.
Доучивать не придется
Руководитель команды швейцарского проекта «Реформы в медицинском образовании» в Кыргызстане Гульзат Орозалиева отметила, что часто и работодатели, и пациенты отмечают низкую подготовку, неуверенность медицинских сестер, особенно недавно окончивших колледжи.
Это говорит о нехватке практики во время обучения. Медсестра после колледжа боится приступить к своим обязанностям.
Гульзат Орозалиева
«Организациям здравоохранения приходилось еще «доучивать». Поэтому программа подготовки была пересмотрена. В работе принимали участие международные эксперты, представители профессионального сообщества, ассоциации медсестер. В итоге более 50 процентов всех учебных часов будет посвящено практике на базе организаций здравоохранения и учителями-наставниками будут практикующие медсестры. Кроме того, студент будет непосредственно общаться с пациентами», — рассказала она.
В программу подготовки по специальности «Сестринское дело» введены новые предметы, такие как: «Гигиена и инфекции, связанные со здоровьем, в здравоохранении», «Теории, концепции и наука о сестринском деле», «Сестринский процесс и документация», «Питание и диетология», «Качества и безопасность пациентов в здравоохранении».
«Если раньше был один предмет — «основы сестринского дела», то теперь его поделили на четыре, — рассказала директор Токмакского медицинского колледжа Эльмира Асаналиева. — В стенах колледжа будут проводиться теоретические и лабораторные занятия, остальные — на базе организаций здравоохранения».
Эльмира Асаналиева добавила, что в первый год студенты в основном будут учиться в колледже, проходить базовые предметы. И только в конце у них предусмотрена учебно-производственная практика в организациях здравоохранения. Если сейчас ее продолжительность — две недели, то по новой программе — 11 недель.
«Что мне нравится, это клинические наставники на производстве. На одного, думаем, будет приходиться по 3-5 студентов. Раньше такой тесной взаимосвязи между колледжами и системой здравоохранения не было. Хотя и организации здравоохранения и мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники были хорошо подготовленными практически», — добавила она.
Пилотировать новую программу планируют в течение трех лет. Если она зарекомендует себя с хорошей стороны, то далее ее могут внедрить и в других медицинских колледжах страны.