В День истории и памяти предков 24.kg вспоминает и напоминает людей, которые внесли весомый вклад в становление кыргызской государственности. Одним из них был первый педагог Кыргызстана Базаркул Данияров. Он учился в школе Шабдана баатыра, был однокурсником Касыма Тыныстанова, получил образование в годы Уркуна 1916 года и Первой мировой войны.
Журналист 24.kg побеседовала с внучатой племянницей великой личности — Асель Данияровой и собрала интересные факты о нем.
Начальное образование в школе Шабдана баатыра
Базаркул Данияров родился 20 октября 1897 года в долине реки Чон-Кемин Чуйской области. Первые шаги Базаркула Даниярова в мир образования были сделаны им еще при жизни отца, когда он поступил в известное джадидское медресе «Шабдания» в селе Тар-Суу в Кемине. Это медресе открыл прославленный манап сарыбагышей Шабдан баатыр в 1909 году в здании, построенном его сыном Исаметдином. Базаркул Данияров был в первом наборе, учился еще при жизни великого баатыра.
В этом новометодном для тех времен учебном заведении, помимо изучения Корана, преподавали основы математики, географию, проводились уроки пения и физкультуры, а также обучали естествознанию, истории России и стран Востока. Детей обучали специально приглашенные учителя из Оренбурга и Казани, от Шабдана баатыра они получали в год около 1 тысячи рублей.
Как семья пережила Уркун (1916)
После закрытия медресе в связи со смертью Шабдана баатыра Базаркул Данияров, стремясь повысить свой образовательный уровень, поступил в 1914 году в Токмакскую русско-туземную школу на один учебный год.Летом 1915 года отправился в город Верный — центр Семиреченской области для поступления в гимназию. Но пройти полный курс обучения в гимназии ему не удалось — помешали события 1916 года. Базаркул Данияров с семьей и всем родом в августе-сентябре 1916 года покинули Чон-Кемин. В условиях бездорожья, через высокие горные перевалы, бурные реки, снежные вершины они уходили верхом на лошадях, верблюдах в чужую сторону — на территорию Китая в Ак-Суу, Уч-Турфан.
В Китае семья Данияровых жила в нищете и болезнях, оставшись без скота и скарба. Базаркул вместе с мамой, сестрами и братьями, пройдя через испытания бедностью, голодом, бесправным положением на чужбине вернулся на родину в Чон-Кемин в октябре 1917 года после падения царизма.
Свидетели и участники той трагедии рассказывали, что на обратном пути видели людей, измученных и истощенных, погибших от леденящего высокогорного ветра, холода и голода, лошадей, замерзших стоя, и почерневшие останки женщин, детей, стариков, не похороненных, оставшихся на пути в ущельях. Все это было тяжело и страшно.
О КирИнПросе в Ташкенте
«Никакого образовательного учреждения кроме школ и медресе на этот момент не было. Но появились уже учительские курсы в Пишпеке и Верном. В 1919 году в Ташкенте открыли педагогическое училище с киргизским языком обучения. «Киргизским» — это значит с казахским», — говорит внучатая племянница Базаркула Даниярова Асель Даниярова.Так писали во всех официальных документах.
«Учиться туда приехали Базаркул Данияров, Осмонкул Алиев, Касым Тыныстанов. Учреждение было открыто на базе русского педагогического училища. В 1920 году время динамичное, все происходило в течение некольких месяцев. На базе этого педагогического училища открыли так называемый Киргизский институт просвещения. Это очень интересная страница истории кыргызского и казахского народов. Потому что это было первое учебное учреждение, где учили пусть не на кыргызком, а на казахском, но все-таки на языке местного народа», — отмечает Асель Даниярова.
Внучатая племянница Базаркула Даниярова подчеркивает, что КирИнПрос давал образование, которое мы приравниваем по теперешним понятиям к среднему.
«Но там была выдающаяся атмосфера, они подготовили высочайшего класса учебное заведение. Что интересно? Условия были кошмарные. В 1920 году там не было электричества, шла гражданская война. Когда читаешь документы, содрогаешься. Были выбиты лампочки, холодно. Не было дверей и окон нормальных. Не было оборудования, учебников», — рассказывает Асель Даниярова.
Чтобы сходить в отхожее место, студенты стояли в очереди за сапогами. Потому что туалет был на улице на большом расстоянии, кругом грязь непролазная, сами они не были одеты и обуты. Чтобы туда пройти, они друг у друга брали сапоги и по очереди ходили.
Асель Даниярова
«Вот в таких условиях обучались. Тогда, думаю, Касым Тыныстанов заболел туберкулезом», — вздыхает Асель Даниярова.
Преподавателями здесь были выдающиеся люди Туркестана. В основном это были казахи, члены партии «Алаш-Орда». Это Халел Досмухамедов, который получил медицинское образование в Санкт-Петербурге, юрист Жаханша Досмухамедов, поэт Магжан Жумабаев, инженер-путеец Мухамеджан Тынышпаев и другие.
Начало педагогической деятельности
По словам Асель Данияровой, два человека самых первых, вообще во всем Туркестане, получивших специальное педагогическое образование — это Осмонкул Алиев и Базаркул Данияров. Они получили свои дипломы 8 февраля 1924 года.«Осмонкул Алиев не стал преподавателем, он пошел по партийной линии. А Базаркул Данияров с первого дня там же в Ташкенте стал преподавать. Забегая вперед, скажу, все эти семь человек в августе 1937 года, будучи в разных республиках, кто-то остался в Узбекистане, большинство в Казахстане и два человека — в Кыргызстане, были одномоментно арестованы. Например Осмонкула Алиева и Базаркула Даниярова арестовали 9 августа, практически в один день. 1 августа — Касыма Тыныстанова. Все остальные выпускники тоже подверглись репрессиям», — отметила Асель Даниярова.
После выпуска из КирИнПроса в Пишпеке Базаркул Данияров преподавал в Гидротехникуме. Вел занятия по киргизскому языку и литературе. Преподавал также в учебном заведении Фабзавуч при Управлении Ташкентского государственного трамвая. В 1924 году Базаркул Данияров поехал в Джалал-Абад и Ош, это уже территория будущей Кара-Киргизкой автономной области.
В сентябре 1924-го удалось выпустить первых 18 учителей. Еще 15 человек получили свидетельства 1 января 1925 года. Выпускников, как напишет позднее в своей автобиографии Базаркул Данияров, распределили в Ошский и Джалал-Абадский округа. Можно представить, с каким нетерпением их ждали в школах на местах.
К концу пребывания в Оше Базаркул Данияров подал документы на вступление в Коммунистическую партию и был принят кандидатом в ее члены.
Работа с Петром Кузьмичем Юдахиным
В 1925 году уже в Пишпеке открыли КирИнПрос. Его директором стал брат советского тюрколога, кыргызоведа, переводчика Константина Кузьмича Юдахина Петр. А Базаркул Данияров был заведующим учебной частью. Оба, помимо руководящей работы, вели занятия. Петр Кузьмич обучал русскому языку и литературе, а Базаркул — кыргызскому языку и литературе. Далее после смерти Петра Юдахина в 1929 году из-за продолжительной болезни Данияров стал директором учебного заведения.Выпускниками 1929-1931 годов КирИнПроса стали писатели, поэты, переводчики, драматурги, авторы учебников и композиторы, такие как Мукай Элебаев, Касымали Жантошов, Жума Жамгырчиев, Жоомарт Боконбаев, Кубанычбек Маликов, Райкан Шукурбеков, Алыкул Осмонов, Зияш Бектенов, Тазабек Саманчин, Ташим Байджиев, Абдылас Малдыбаев, Анвар Куттубаева, Айша Туменбаева, Гапар Айтиев и другие.
Асель Даниярова рассказывает, что начиная с 1930-х годов началась так называемая «партийная чистка». В числе жертв был и Базаркул Данияров.
«Практически все интеллектуалы состояли в партии. Когда началась партийная чистка, их стали изгонять из политобъединения. Всех, кого изгнали, потом уничтожили. Но уничтожать, убивать физически начали в 1937 году. Мы знаем, что массовые расстрелы, убийства, отправка в лагеря — все это началось в 1937 году. Но с начала 1930-х годов они уже не могли действовать. Потому что в это время начались доносы, чистки. Вот как в протоколах там пишут: «человек, который занимается образованием...» В частности о Базаркуле Даниярове пишут: «Он буржуазный националист, который задумал контрреволюционные действия, дружит с бай-манапами, сам бай-манап, дружит с Бору Кененсариным, Ажыгабылом Шабдановым. Бывший член Алаш-Орды и член Социал-Туранской партии». Такого рода демагогические обвинения привели к тому, что людей изгоняли, и он фактически был сослан в Ош», — напоминает внучатая племянница первого педагога.
Самый пик расстрелов и отправки в ГУЛАГ приходится на 1937 год. Родственникам многих написали, что они отправлены на 10 лет без права переписки. То есть не сообщили, что люди расстреляны.
«А тех, кого сослали в ГУЛАГ, в частности Базаркула Даниярова, вначале содержали во Фрунзенской тюрьме, потом в Ошкой, а в 1939 году отправили в Свердловскую область в колонию Ивдель. Это было очень жестокое место», — делиться Асель Даниярова.
Личная жизнь и смерть
Сразу по приезде в Ош, в 1924 году он познакомился с Гафифой Халиковой, которая стала его женой. К этому времени Гафифа Хусеиновна была грамотной, знала арабскую письменность и владела татарским, кыргызским и русским языками.«А его жена, очень преданная женщина, Гафифа Халикова, была татаркой, поэтому у нее такая фамилия. В то время кыргызские интеллигенты часто женились на татарках», — говорит Асель Даниярова.
Дело в том, что в то время очень высоко ценилось образование. А татарские женщины были более грамотными, чем кыргызские.
Асель Даниярова
Поэтому, как подмечает Асель Даниярова, многие люди, которые сами были образованными и грамотными, встречались с девушками, которые так же были грамотными. «Среди кыргызской интеллигентов было много татарских жен, которые очень патриотично относились к Кыргызстану, знали кыргызский язык», — подчеркивает она, добавив, что Базаркул Данияров общался со своей супругой на кыргызском языке.
9 августа 1937 года Базаркул Данияров был арестован в городе Фрунзе.
«Когда их отправили (в колонию Ивдель) некоторые письма доходили, но когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, то вышло постановление, согласно которому прекратили доставлять письма заключенных. Родственники не знали, что с ними происходит», — рассказывает внучатая племянница просветителя.
Асель Даниярова процитировала письма арестованного Базаркула Даниярова, которые он отправлял из колонии.
«Он писал: «Дорогие мои, — перечисляет всех родственников, — не переживайте за меня. Таких, как я, немало людей здесь. Я это переживу, но я просто хотел быть хорошим учителем, — прям так пишет. — Я хотел быть хорошим учителем. Я хотел дать народу образование». Потом пишет своей жене. Самое главное, меня поражает, ком в горле встает, когда я читаю о том, что он пишет: «Ни у кого ничего не проси. Забудь про меня. Устрой свою жизнь. Работай. Зарабатывай сама. Не ходи ни к кому с просьбами и мольбами. Будь самостоятельной и постарайся выжить и построить свою жизнь», — цитирует женщина.
Базаркул Данияров был и среди тех, кто создавал первую газету, рядом с теми, кто выпускал первый журнал, он сам лично писал и составлял первые книги и учебники, участвовал в сохранении музыкального и стихотворного фольклора, способствовал сохранению культурных ценностей, созданию первого музея. Он был одним из тех, кто внедрял новый латинский алфавит и ликвидировал неграмотность.