10:04
+24
USD 67.14
EUR 73.13
RUB 1.20
Экономика

Данияр Иманалиев: Регионы Кыргызстана ждет развитие

В правительстве утвердили концепцию региональной политики Кыргызстана на 2018–2022 годы, согласно которой государство создаст условия для скорейшего «поднятия периферии с колен». Об особенностях программы ИА «24.kg» рассказал заместитель министра экономики Данияр Иманалиев.

— Почему концепция утверждена только в этом году?

 — Первая попытка была со стороны Агентства регионального развития, строительства и архитектуры, позже преобразованного в Госстрой. Но она была возвращена на доработку. В 2012 году вопросы регионального развития передали нам. Тогда мы и начали разработку. Еще одна причина, почему было трудно детально расписать программу, — нерешенность вопроса административно-территориальной реформы, который обсуждается по сей день. К тому же в рамках концепции мы предложили подход, когда экономические зоны, которые в последующем определят аймаки, преобразуются в административные единицы.

— По каким принципам шел отбор 20 пилотных городов?

— Сейчас в мире осталось два подхода по развитию регионов. Первый — поддержка аутсайдеров. Это очень затратная модель, когда приходится с нуля поднимать определенную точку. Эффективность у нее низкая.

Второй подход — когда делается упор на те регионы, где есть стартовые позиции, черты экономического лидерства, активность, потенциал роста. Эта модель называется поддержкой развивающихся территорий.

Она предполагает формирование опорных точек роста. Так называемой модельной конструкции, на которой будет обеспечено устойчивое развитие.

Остановлюсь на таком критерии, как географический потенциал. Сюда включили удобность расположения, близость к региональным, международным рынкам, удобность для формирования основных опорных точек для промышленности, для человека.

Второй критерий — ресурсный потенциал. Здесь идет привязка к наличию трудовых ресурсов в регионе.

Все эти города отобраны с точки зрения размещения населения, наличия сырьевой, ресурсной базы, природных ископаемых, возможности для сельхозпроизводства, базы для животноводства, сырьевой базы для горной добычи.

В этих городах есть основные базовые инфраструктурные вещи, даже если нет этого, мы должны учитывать возможность расположения в будущем. Далее, использовали такой критерий, как урбанистический и экономический потенциал.

— В пилотных проектах есть село Сары-Таш Алайского района, город Баткен. По каким критериям они отобраны?

Одним из критериев является отдаленность и близость к границе. То есть здесь стоит вопрос национальной безопасности. Баткен — это привязка к населению. Его численность позволяет быть источником для роста.

И еще в будущем, через тестирование этих городов, узнав уровень роста, мы будем думать над альтернативными точками.

— Саму программу развития будет разрабатывать министерство или местные власти?

— Наша стратегия отличается тем, что концепция определяет основные подходы региональной политики. Более детальные документы будут разрабатываться на базе этих городов.

В каждом городе будет составлен бизнес-план. Включая все стадии: изучение, анализ, выработку альтернативных вариантов, базовый сценарий, риски.

Главное, когда он будет разработан, в рамках него будут предложены бизнес-проекты, и для каждого из них будет разрабатываться ТЭО.

Джалал-Абад и Каракол подготовили программы развития. К примеру, для 12 инвестпроектов Джалал-Абада требуется около $17 миллионов.

— За какой срок пилотные города должны представить свои программы развития?

— Это зависит от них самих. На первом этапе выбрали шесть городов: Баткен, Джалал-Абад, Каракол, Нарын, Талас. На втором этапе возьмем еще пять.

— В концепции говорится о 43 предприятиях. То есть под развитием регионов подразумевается развитие конкретных предприятий?

— Нет. Миссия программ заключается в том, чтобы стать центром экономической активности и при этом создать условия для нормальной жизнедеятельности человека. Бизнес будет предлагать и формировать возможность для дохода и рабочие места.

Что касается 43 предприятий, это был анализ по одному направлению — предприятия по переработке сельхозпродукции. На сегодня проблема для переработчиков — логистика. Из 40 перерабатывающих предприятий на постоянной основе работают только 12. Остальные сезонные.

40 процентов продукции, не доходя до переработчика, сгнивает. Нет условий хранения, сбора и доставки к этим предприятиям.

Идет строительство двух больших логистических центров на севере и юге, будут построены семь в регионах.

— Не лучше ли сконцентрироваться на конкретных предприятиях, развитие вокруг них шло бы естественным образом?

— Формирование подобных точек роста, с позиции размещения производственных сил, тоже приоритетно. Сейчас готовится программа индустриализации страны, где эти точки должны быть базовыми, все предприятия промышленности будут вокруг или внутри этих городов.

— Как будете наращивать объемы предприятий? Льготным кредитованием?

— Это и возможности республиканского бюджета, и средства инвесторов. Программа развития должна стать дорожной картой для инвесторов. Впредь будем всем инвесторам предлагать эти города как одни из приоритетных по размещению объектов.

— А есть ли в регионах кадры, способные реализовать программу развития?

— Сельское хозяйство ближе к экономическому старту. Однако мы потеряли самый главный элемент, который формируется годами, — кадровый. Сейчас, если перейдем к высокотехнологическому сельскому хозяйству, возникнет вопрос квалифицированных кадров.

Делаем упор на местных предпринимателей. Для нас очень важно обучить их, чтобы они росли, формировали свои навыки в бизнесе.

В каждом пилотном городе будут созданы центры обслуживания бизнеса, где через «Единое окно» планируем обеспечение информационной, консультационной поддержки.

— На ком ответственность за реализацию концепции?

— За региональную политику — на Минэкономики, за конкретную программу развития города отвечает мэр.

— Есть ли реальные источники финансирования?

— Почему мы говорили о ТЭО? К примеру, скажем, в Караколе прописали приобретение 5 автобусов. Если после расчета окажется, что город не может покрыть кредит, их просто не купят.

— При подготовке программы, ее согласовании, утверждении уходит очень много времени. Предусмотрели ускорение процесса?

— В целом, я думаю, задержек при обсуждении не будет. При разработке программы закрепленный за каждым городом сотрудник Минэкономики будет участвовать от начала до конца. Наши партнеры по развитию помогают, привлекают внешних экспертов для формирования программ.

Популярные новости
Бизнес