18:00
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Подземная добыча: не опять, а снова

На переговорах с представителями канадской «Центерры» по проекту «Кумтор» кыргызская сторона поставила вопрос о разработке части месторождения подземным путем. Эту же тему подняли в Жогорку Кенеше и отдельные депутаты. Вопрос, казалось, давно закрытый – такой способ добычи признавали нерентабельным и опасным как независимые эксперты, так и руководители профильных госорганов. Однако, как и другие нерешенные вопросы по Кумтору, подземка вновь всплыла.

Еще летом 2015 года, буквально полгода назад, на заседании Жогорку Кенеша глава Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам Дуйшенбек Зилалиев заявлял, что подземная разработка Кумтора возможна, но в ней нет смысла. Он отметил, что при таком способе добычи повышается себестоимость обработки руды и извлечения золота.

«Разработчики проводили исследование, пробовали разработать одну шахту. С каждого метра надо было вывезти 40 кубов земли. Из-за взрывов земля стала рыхлой. Проход одного метра обходится в астрономическую сумму. Разработчики пришли к выводу, что вариант нерентабелен. Добыча золота уменьшится, производственная безопасность будет ниже, повысятся риски», - сказал Дуйшенбек Зилалиев.

Когда тему вновь подняли в парламенте, ее подали под соусом сохранения ледников. Мол, вот станем разрабатывать подземным способом, и ледник трогать не придется. Однако в случае подземной разработки движение ледника не остановится – его все равно придется переносить. «При подземной добыче нужно рыть чашу, в итоге ледник Давыдова упадет в карьер. Будет прервана подземная разработка», - добавил Дуйшенбек Зилалиев. То есть ледниковая масса навсегда может закрыть доступ к золоту Кумтора – и, как следствие, страна потеряет большую часть доходов государственного бюджета.

Кроме того, специалисты еще в 2013 году подсчитали, что только на подготовку к переходу на подземную разработку придется затратить несколько лет. На это время рудник будет практически заморожен. Однако и после производительность будет примерно в 10 раз меньше, чем при карьерной разработке. То есть золота будет меньше, как и доходов. И большой вопрос, будет ли окупаться дорогостоящая подземная добыча, не говоря уж о прибыли. А если производство будет нерентабельным, оно теряет смысл – инвесторам это невыгодно, стране, впрочем, тоже.

«Я тоже выступаю за подземные, шахтовые методы разработки, но в случае с Кумтором этот метод не срабатывает. Дело в том, что с самого начала следовало разрабатывать рудник в закрытом режиме. До этого времени разработка велась открытым способом, производились взрывные работы, вследствие чего почва ослабла. Специалисты заключили, что сегодня невозможно вести разработку на «Кумторе» подземным способом, потому что есть риски оползней», - отмечал глава Госгеологии в интервью местным СМИ.

Уже несколько лет твердят о том, что подземный способ невыгоден во всех отношениях. Однако вопрос поднимается вновь. В чем же дело, неужели что-то изменилось за последнюю пару месяцев? Директор Госгеологии мнения за прошедшее время не изменил. Как он пояснил в разговоре с нами, подземная разработка нерентабельна. «Даже если мы уберем канадцев и сами будем хозяйствовать, мы никогда на это не пойдем», - сказал он.

«Ничего не изменилось, конечно, - говорит член правления Кыргызской горной ассоциации Валентин Богдецкий. - Только технический расчет может сказать, надо ли продолжать открытую разработку или переходить на подземную. Ключевое слово здесь - рентабельность. Если выгоднее добывать с поверхности, надо использовать этот способ, вот и все. А что касается каких-то заморочек наших депутатов, им просто нужен шум вокруг Кумтора, вот они и шумят. Так же недавно про Джамгырское месторождение подняли шум. Сейчас продолжают Кумтор муссировать. Кто-то может искренне верит, что подземка не вредит. От нее, может, и меньше влияния, но там в любом случае и сейчас нет сильного воздействия».

«Что касается подземной разработки. Для этого необходимо строить совершенно новый подземный рудник. Это совсем другое оборудование, огромные затраты. Когда цены на золото были высокими, на Кумторе делали подземный спуск, затратив большие суммы. Однако позже от идеи отказались. Видите, рынок очень подвижный, мы следим за ценами на золото, но ведь меняются цены и на другие металлы. Например, на железо поднялись цены в 5 раз, значит, подорожало все – и автомобили, и все прочее, что из железа сделано, затраты резко увеличились. Все это на Кумторе считают и находят наиболее выгодный вариант. В любом случае, подозревать их в том, что они делают хуже, нелепо. Потому что они-то точно заинтересованы в прибыли и лучше нас отслеживают это дело», - говорит Валентин Богдецкий.

По его словам, канадская компания выберет наиболее рациональный вариант разработки Кумтора, просто ей не нужно мешать.

«Вопросы, которые стоят десятки миллионов долларов, не решаются просто интуитивно и на основании чьего-то мнения. Это все подлежит скрупулезному расчету, с анализом тенденции рынка и так далее. Это достаточно сложный вопрос. Что касается «Центерры» – она публичная компания и работает на наращивание своего капитала, на это вся работа и направлена», - добавляет Валентин Богдецкий.

К разговору о рентабельности: цена на золото, конечно, первый показатель в ее определении. И если даже при высокой цене подземная добыча была нерентабельной, то о чем говорить сейчас. А что будет завтра, через год или пять? Если цены на золото рухнут, на Кумторе мы можем поставить крест. По признанию Богдецкого, просчитать тенденции в этой сфере достаточно сложно – даже самые опытные аналитики, работающие над этим всю жизнь, нередко ошибаются.

«Я 20 лет за этим слежу, всегда что-то происходит - или война, или другой какой-то всплеск, и цены резко меняются. Основные потребители золота - Китай и Индия. Пока в Китае все шло хорошо, цены росли, предсказывали, что они перейдут за $20 тысяч. В Китае экономика покатилась вниз, цены упали. Я считаю, что нынешняя цена в $1200 за унцию - неплохая. Пока мировой кризис, цены на золото будут держаться на этой отметке. Может, немного будут расти. Деньги инвестируют или в золото, или в промышленность, развитие бизнеса. Как только кризис пройдет и начнет развиваться бизнес, будут деньги туда идти, а не в золото, и оно подешевеет», - поясняет эксперт.

Чем чревато для Кыргызстана падение цен на золото, мы прекрасно понимаем. И ни о какой дорогостоящей подземной разработке здесь и речи быть не может.

Популярные новости
Бизнес