Национальный статистический комитет Кыргызстана подвел предварительные итоги социально-экономического развития республики за 11 месяцев 2015 года. И уже можно подводить итоги года. К сожалению, однозначно позитивными их назвать нельзя.
Промышленность дышит на ладан
По итогам 11 месяцев объем ВВП Кыргызстана составил 373,1 миллиарда сомов и по сравнению с 2014-м вырос на 3,6 процента. Но если сравнить показатели с данными за десять месяцев, то энтузиазма поубавится. Ведь по итогам октября рост ВВП составлял 4,8 процента. За месяц потеряли 1,2 процента.
Еще более сложная ситуация в промышленном секторе. С начала года продукции выпустили на 158,4 миллиарда сомов (рост 0,7 процента), а без учета Кумтора – 86,6 миллиарда (рост 0,2 процента). По итогам января-октября цифры были веселее - рост составлял 8,2 и 0,8 процента. В Нацстаткоме снижение показателей объясняют объективными причинами.
«Замедление темпов роста в промышленности в январе - ноябре 2015 года обусловлено снижением производства драгоценных металлов (на 54,7 процента). Но рост с начала года сохраняется в добыче металлических руд (в 5,3 раза) и производстве нефтепродуктов (в 1,9 раза)», - комментирует Нацстатком. Зато потери идут в текстильном производстве (снижение на 13,3 процента), производстве одежды (на 24,8 процента), электрического оборудования (на 8,8 процента), прочих неметаллических минеральных продуктов (на 10,4 процента), электроэнергии (на 6,2 процента).
Единственная сфера промышленности, где весь год стабильный рост показателей – добыча полезных ископаемых. С начала года здесь произвели продукции на 7 миллиардов 120,6 миллиона сомов (рост 69,8 процента). По сравнению с октябрем объемы добычи, конечно, сократились. Но здесь роль играет все же временной фактор. Зимой подобные работы чаще всего приостанавливаются. Но даже столь существенный рост не может вытянуть на более или менее стоящие цифры дышащее на ладан отечественное промпроизводство.
К концу года в единую картинку сложились все промышленные проблемы. Вопрос о продолжении работы крупнейшего в стране предприятия «Кумтор» повис в воздухе. Компания ежемесячно с трудом утверждает планы горных работ, пока не поставят точку в законодательных спорах. Сегодня добыча золота ведется по специальному постановлению правительства, но его срок истекает к концу 2015 года. Но депутаты парламента пока не торопятся рассматривать спорные поправки в Водный кодекс. А до конца года всего ничего.
Проблем многострадальной экономике добавили и долгие размышления о вступлении в Евразийский экономический союз. Курс на интеграцию мы взяли, но отечественный бизнес до сих пор не может прийти в себя. Наша надежда и опора – швейная промышленность – на грани краха. Сначала из-за закрытия границ, а потом из-за кризиса в России и Казахстане объемы продаж упали более чем в половину.
Но если швейникам государство худо-бедно все равно поможет, отрасль-то названа приоритетной, то остальным придется куда сложнее. Сейчас на грани банкротства мукомольные и птицеводческие предприятия. Первым кабинет министров пытается помочь, освободив от НДС импорта зерна, но депутаты идею пока не поддержали. Что делать со вторыми, не знает никто. К тому времени, когда найдется решение, помогать, возможно, будет некому.
Надежда на фермеров и строителей
Стабильно радует правительство в этом году сельское хозяйство. По итогам 10 месяцев его рост составил 6,3 процента, 11 месяцев – 6,2 процента. Хотя и хорошие показатели аграрного сектора – это не результат грамотной и взвешенной политики государства. Скорее, подарок природы после провального из-за засухи 2014 года.
«Рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства по сравнению с январем - ноябрем 2014 года обеспечен увеличением производства продукции растениеводства на 9,8 процента», - констатируют в Нацстаткоме.
Это говорит о том, что в случае плохих погодных условий в 2016 году мы можем получить спад. С другой стороны, у фермеров появился смысл вкладываться больше в свои хозяйства. Причина – тот же Евразийский экономический союз. Наша продукция давно славится у соседей как экологически чистая, они отнюдь не против закупать наши овощи и фрукты. Тем более первые шаги уже сделали. С 20 ноября на кыргызско-казахской границе отменили санитарный и фитосанитарный контроль. Проще говоря, огурчики-помидорчики да яблочки Кыргызстана признали безопасными для жителей России, Казахстана, Беларуси и Армении.
Еще одна отрасль, которая вопреки всему развивается в Кыргызстане – строительство. С начала года его валовая продукция составила 90 миллиардов 648,5 миллиона сомов (рост 6,3 процента).
Объем инвестиций из внутренних источников возрос на 6,3 процента, а внешних - сократился на 3,4 процента. Больше всего денег (84,2 процента от объема инвестиций) направили на строительство объектов по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, на обеспечение электроэнергией, газом, горячей водой, на транспорт и строительство жилья.
В то же время именно эту отрасль в последние годы сотрясает кризис. В первую очередь из-за повышения курса доллара. Сказались и бюрократические препоны при сдаче в эксплуатацию нового жилья. С проволочками чиновников премьер-министр Темир Сариев обещал разобраться, если застройщики будут соблюдать строительные нормы и платить налоги. А заодно предложил перевести все сделки с движимым и недвижимым имуществом из долларов в сомы. Стройкомпании к такому повороту событий оказались не готовы.
Новогодние цены и скромные зарплаты
Если что и росло в ноябре 2015 года, так это цены и тарифы. По сравнению с октябрем они увеличились в среднем на 0,9 процента. Подорожали алкогольные напитки и табачные изделия (на 3 процента) и непродовольственные товары (на 1,3 процента). В ноябре отмечен рост цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки на 0,4 процента.
С начала года уровень инфляции в потребительском секторе в среднем по республике составил 2,3 процента. Это ниже, чем за аналогичный период 2014-го, когда инфляция достигала 8,9 процента. Вместе с тем цены растут весь год. С начала года непродовольственные товары подорожали на 10,7 процента, алкогольные напитки и табачные изделия - 10,3 процента, услуги - на 6,1 процента.
А вот с заработной платой в стране куда скромнее. За месяц она выросла всего на 70 сомов – до 12 тысяч 789 сомов. При этом в декабре ожидается традиционное предновогоднее повышение цен на продукты. А вот рассчитывать на рост зарплат к празднику явно не приходится. Так что многим остается только тоскливо глядеть вслед взлетающим ценам.
Глава правительства, кстати, первый позаботился о нашем с вами светлом будущем. Нет, с его легкой руки цены, конечно, меньше не станут. Темир Сариев не нашел ничего лучшего, как предложить чиновникам быть экономнее.
«Приобретайте только нужные вещи. Мы не знаем, что будет в следующем году. Ситуация сложная. Если мы сейчас все потратим, то в 2016-м могут быть проблемы. До конца года остался месяц, поэтому будьте внимательнее», - заключил глава кабмина.
Проклятый доллар
Внешнеэкономическая деятельность страны также не внушает оптимизма. В январе - октябре 2015 года по сравнению с 2014-м объем внешней торговли сократился на 21,3 процента, экспорт упал на 6,5 процента, импорт - на 25,5 процента.
Но не стоит обольщаться, глядя на данные по экспорту. Львиную долю в нем занимает золото. Объем экспорта без него снизился на 20,9 процента за счет уменьшения поставок товаров в страны СНГ. А именно одежды - в 2,1 раза, нефтепродуктов – в 1,7 раза, овощей и фруктов - на 26,8 процента. Зато экспорт золота по сравнению с январем - октябрем 2014-го увеличились на 16,8 процента, его доля в товарной структуре экспорта достигла 47,9 процента.
Снижение импортных поступлений обусловлено уменьшением ввоза машин и транспортного оборудования (в 3,2 раза), пластмассы и изделий из нее - в 3 раза, минерального топлива - на 27,5 процента.
Есть увеличение объема оборота оптовой и розничной торговли на 6,3 процента. Но связано это в основном с увеличением продаж моторного топлива на 23,2 процента.
Подливает масла в огонь и без того сложной обстановки галопирующий доллар. С начала года «американец» вырос на 28,9 процента. Градус кипения пришелся на конец ноября, когда валюта достигла рекордно высокой отметки в 78-79 сомов. Чтобы сгладить резкие колебания, Нацбанк регулярно проводил интервенции. В результате резервы страны за 11 месяцев сократились на 12 процентов.
Власти страны срочно принимают меры по снижению уровня долларизации экономики. Например, предлагают перевести все расчеты и сделки в национальную валюту. Внимание простого люда к «американцу» это, может, и ослабит, но вот зависимость экономики от него вряд ли. Торговать с партнерами и вести импортные операции мы все равно вынуждены в долларах и евро. Сейчас государству доллары нужны, как воздух, но их нет. Необходимость платить за импортные контракты вымывает валюту из экономики страны. Новых поступлений в нужном объеме нет. Пожарные меры кабмина вряд ли до конца года изменят ситуацию в экономике.