Кыргызстан после пандемии коронавируса и локдауна никак не может вернуться к прежнему укладу. Проблемы с перевозками, которые были и до закрытия границ, сейчас обострились.
Результат — сотни простаивающих на границе машин и жалобы на вымогательство денег.
Добавим разницу по объемам перевозок с Китаем, новые требования для транзита товаров через Казахстан и первые жалобы на сложности с логистикой. В итоге картинка складывается не самая радужная. Все это увеличивает стоимость товаров, а ведь инфляция в стране и так бьет рекорды.
Как посчитать грузы
Много лет депутаты обсуждают вопрос о том, что данные по внешнеторговому обороту между Кыргызстаном и Китаем разнятся. Данные Атласа экономической сложности (Atlas of Economic Complexity) по торговле КР с КНР за 2019 год показывают, что республика импортировала товаров на $6,26 миллиарда, экспортировала — на $66,4 миллиона.
При этом весь внешнеторговый оборот страны в 2019 году оценивался в $6,9 миллиарда, а импорт — в $4,9 миллиарда.
Основную долю импорта из Китая составляет резиновая или пластмассовая обувь (9,28 процента) и женские невязаные пальто (7,56 процента).
Из-за пандемии граница с КНР долгое время была закрыта. Да и сейчас грузы через нее проходят долго. Но это по данным кыргызской стороны. Китай заявляет, что торговля достигла допандемийного уровня.
На сегодня данные Китая и Кыргызстана по перевозкам грузов разнятся в 2 тысячи машин.
«Надо выяснить, с чем это связано. Китайская сторона заявила, что объем перемещаемых товаров через пункты пропуска достиг допандемийного уровня. У нас совершенно другие цифры», — возмутился председатель кабинета министров Акылбек Жапаров и поручил выяснить, в чем дело.
Но ответа, судя по всему, пока так и не последовало.
Назад в 1990-е?
Зато на проблемы пожаловались водители-дальнобойщики. Глава их ассоциации Максатбек Дуйшеев рассказал, что они начались почти сразу после открытия границы. С ноября 2020-го поехали первые большегрузы с товаром. А в феврале-марте 2021 года появились люди, которые требовали по $50 с каждой машины, чтобы встать в очередь на проезд.
«Тем, кто не платил, не выдавали груз. Доходило до того, что с перевала Торугарт машину отправляли пустой. А грузили товар только тому, кто заплатит. Нам пришлось обратиться к президенту. Он взял дело под контроль. Вопрос вроде решился. С октября 2021 года мы нормально работали», — рассказал Максатбек Дуйшеев.
Проблемы у дальнобойщиков вновь начались этой весной, когда появилась фирма-посредник.
«Они собрали предпринимателей и ввели их в заблуждение, пообещав снизить стоимость перевозки груза. Сейчас мы возим товар по 125 тысяч сомов за одну машину. При этом только наши расходы составляют 90-95 тысяч сомов. А эта компания обещала возить по 100 тысяч сомов за машину. Конечно, водители отказались. Тогда эти люди начали вести против нас кампанию, везде говорить, что мы грузы задерживаем, не хотим работать. Но мы объясняем, что не можем работать по цене в 100 тысяч сомов, нам невыгодно. Нас хотят сделать виноватыми во всех проблемах», — отметил глава Ассоциации перевозчиков.
Дальнобойщики обратились в правоохранительные органы, чтобы они помогли решить проблему. Если этого не случится, им снова придется обращаться к президенту за защитой.
«Сейчас становится хуже, чем в 1990-е. Водителям угрожают, что не дадут работать», — заключил Максатбек Дуйшеев.
Решений нет, грузы стоят
Проблемы, к слову, не только на границе с Китаем. Этой весной вновь обострилась ситуация на кыргызско-казахской границе. К началу этой недели на контрольно-пропускном пункте «Ак-Тилек-автодорожный» скопилось около 300 фур.
МЧС пришлось даже организовать горячее питание для водителей, которые днями ждут очереди для проезда через границу.
А ведь буквально в конце марта представители Кыргызстана и Казахстана встречались и обсуждали вопрос. Были даже выработаны четкие алгоритмы работы. Но реальность оказалась суровой. Достигнутые договоренности выполняются не в полной мере.
«Мы договорились, что если сопутствующие документы не в порядке или отсутствуют, казахская сторона будет возвращать такие автотранспортные средства назад. На деле же очередь из фур становится с каждым днем все больше», — заявил первый заместитель председателя кабмина Арзыбек Кожошев на встрече с казахским коллегой.
В последние дни очередь немного уменьшилась, но не исчезла. По данным Пограничной службы ГКНБ на 20 апреля, в пункте пропуска «Ак-Тилек» наблюдается скопление автотранспорта. В очереди для прохождения пограничного контроля находятся примерно 180 грузовых автомашин. На пункте пропуска «Чон-Капка» — 60 авто, «Чалдыбар» — примерно 35 машин, «Кен-Булун» — 30.
Это значит, что в любой момент обстановка может снова обостриться.
Кабмин вроде бы принимает меры. Так, заместитель председателя кабмина Бакыт Торобаев поручил Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству экономики и коммерции, Министерству иностранных дел и ассоциациям грузоперевозчиков рассмотреть возможности улучшения условий логистики по международным маршрутам и внести предложения в администрацию президента.
Когда от этих поручений будет толк, неизвестно. Зато есть другой факт. Цены в Кыргызстане продолжают стремительно расти. И проблемы с поставками товаров только усложняют ситуацию.