16:41
USD 87.00
EUR 90.55
RUB 0.84

Транзит товаров. Как прорваться через Казахстан?

После вступления в Евразийский экономический союз Кыргызстан ощутил все «прелести» борьбы за место под солнцем ЕАЭС. Больше всего споров возникает с Казахстаном. Одна из серьезнейших проблем - транзит товаров через соседей.

Задержать любой ценой

Сложностей в сфере транзита много. Как субъективных, так и объективных. Решить их пока не удается. Но оказывается, что проблематичными являются не только экспортные, но и импортные поставки.

Предприниматель Т.Сулейманов с 2015 года занимается доставкой фруктов (персиков, апельсинов, яблок) из китайского Хоргоса в Бишкек. Год он работал спокойно, но в начале августа возникли проблемы с провозом груза через Казахстан.

«Мой груз 5 августа задержали в Алматы. Когда я стал выяснять причину, мне сказали, что теперь все товары оформляются транзитом в Алматы и будут проходить досмотр на таможенном посту «Алмалы». После вновь будет оформлен транзит, теперь из Алматы в Бишкек», - пишет в заявлении на имя прокурора Алматы Т.Сулейманов.

Однако пройти досмотр предпринимателю удалось не сразу. Чиновники не принимали документы, ссылаясь на то, что вопрос о том, кто именно должен досматривать груз, еще не согласован. А ведь в четырех фурах были фрукты, овощи и бахчевые культуры, то есть скоропортящийся товар. Груз простоял на посту «Алмалы» шесть дней. Условий для его хранения предпринимателю не обеспечили.

«На просьбы скорее оформить груз мне предлагали подождать. Из-за халатности Департамента госдоходов, отдела досмотра и Таможенной службы я понес значительные убытки. Президент Казахстана в своем послании поручил госорганам оградить малый и средний бизнес от незаконных дополнительных проверок. Почему на деле все иначе?» - возмущается Т.Сулейманов.

Логистические компании, поставляющие товар по маршруту КНР – Бишкек, регулярно сталкиваются с бюрократической машиной Казахстана. В работе они используют как склады на территории РК, так и определенный автопарк машин из Казахстана. В итоге львиную долю подрядчиков, заказчиков, исполнителей составляют резиденты Казахстана. Но это не спасает от проблем.

«В начале августа мы столкнулись с такой сложностью, как дополнительный (внутренний) транзит. Комитет государственных доходов Минфина Казахстана распорядился при оформлении транзита плодоовощной продукции и товаров народного потребления из КНР в КР проводить полный таможенный досмотр на КПП «Жаркент» и «Калжат» таможенного поста «Алтынколь». Оба пункта в ведении Департамента госдоходов по Алматы и Алматинской области. Считаем данную меру фактом нарушения представителями госорганов Казахстана международных соглашений по транзиту грузов», - говорится в письме предпринимателей.

Недовольство бизнесменов понятно. Дополнительный таможенный досмотр увеличивает срок доставки груза. Точных указаний о том, сколько времени надо специалистам ДГД для досмотра, нет. Проблема еще и в том, что полный досмотр чиновники ДГД применяют и в отношении скоропортящихся товаров.

Также увеличиваются и затраты логистов: распоряжение о досмотре заставляет их оформлять транзитную декларацию из Алматы в Бишкек.

Получатель груза несет затраты на полный досмотр и хранение товара, оплату труда грузчиков. Водители большегрузов сидят без денег, ведь им платят за доставку товара до места назначения. Отправитель вынужден доплачивать заказчикам за простой и все это время содержать водителей (питание, проживание). Итого затраты на дополнительный таможенный досмотр оцениваются как минимум в 389 тысяч тенге, или 77,8 тысячи сомов.

Контрабандный транзит

У властей Казахстана свой взгляд на проблему. По их убеждению, дополнительные требования – попытка защитить рынок от контрабанды. Проведенный Комитетом госдоходов мониторинг движения товаров, следующих из Китая в Кыргызстан, показал значительное (на 87 процентов) увеличение объема транзита в первом полугодии 2016-го.

Основное увеличение объема транзитных перевозок приходится на автомобильный транспорт. Оно и неудивительно. До недавнего времени автоперевозки были относительно простым и недорогим способом доставки товаров - в отличие от железной дороги, где действует высокий транзитный тариф.

По сравнению с первым полугодием транзит грузов из Китая в Кыргызстан увеличился в 52(!) раза. Казахские власти считают, что именно это и говорит о большом потоке контрабанды.

Способ борьбы с контрабандой в Казахстане придумали быстро. Департаменту госдоходов Алматы и Алматинской области направили письмо, в котором четко говорится, что следует неукоснительно применять таможенное сопровождение товаров и транспортных средств с установлением маршрута, проставлением отметок и проведением полного таможенного досмотра с фото- и видеофиксацией.

Если при досмотре товара выявят нарушения, последует разбирательство. Если нет - дальнейшее перемещение товаров идет с таможенным сопровождением по процедуре транзита и передачей товаров и транспорта таможенникам КР. Процесс должен идти по технологии приема-передачи сопровождаемого автотранспорта, утвержденной Комитетом по доходам Минфина РК 19 октября 2015 года.

Вроде все ясно. Однако на деле получается, что Кыргызстан не получил обещанного Евразийским экономическим союзом свободного перемещения товаров. А ведь именного этого страна и добивалась, вступая в ЕАЭС.

Восток – дело тонкое

Председатель Ассоциации поставщиков, производителей и дистрибьюторов Гульнара Ускенбаева в разговоре с ИА «24.kg» отметила, что проблема с транзитом товаров действительно есть. Представители бизнеса даже обращались за помощью в правительство – к вице-премьеру по вопросам интеграции Олегу Панкратову. Однако выяснилось, что решить вопрос на законодательном уровне невозможно.

«По факту казахская сторона не нарушает законов. Другой вопрос - злоупотребления чиновников и коррупция. Но здесь Казахстан должен сам разбираться. Мы не возим грузы из КНР, этим занимаются другие компании. Представители нашей ассоциации возят товар через Россию, и там у нас тоже возникают проблемы. РФ ужесточила требования к нагрузке по осям для большегрузных авто, а поставщики пытаются переложить проблему на нас. Сейчас пытаемся как-то разрешить ситуацию», - отмечает глава ассоциации.

Эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии, бывший помощник министра по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Кубат Рахимов уверен, что разбираться в сложностях взаимоотношений с соседями надо срочно. Но не стоит уповать на то, что мы братские страны. Эксперт уверен: именно из-за проблем с Казахстаном мы не можем нормально перемещать свои товары.

Не стоит забывать, что в Казахстане сейчас не лучшие времена. Страна максимально сокращает расходы и следит за соблюдением законов. Для решения проблемы экономист предлагает чиновникам проехать с предпринимателями по Казахстану инкогнито, чтобы точно знать, где их «зажимают», а где бизнесмены сами мухлюют. Чего греха таить, и наши предприниматели нарушают закон, чтобы сократить расходы.

ЕАЭС для Кыргызстана не волшебная палочка, которая решит все проблемы. Это лишь возможность переформатировать экономику и улучшить свои позиции на рынке. Не стоит думать, что нас там ждут с распростертыми объятиями.

За место на рынке и право работать в льготных условиях придется бороться. В том числе преодолевать бюрократические барьеры. Сегодня государство мало чем может поддержать бизнесменов. Переговоры по спорным вопросам идут со скрипом.

При этом нужно понимать: топая ножкой и изрыгая проклятия в адрес соседей, проблему не решить. Восток, как говорится, дело тонкое. Конфликты и споры здесь можно решить только тонкой дипломатией и переговорами, чем КР похвастать, увы, не может.

Бизнес