07:37
USD 69.25
EUR 78.85
RUB 1.04

Октябрь Абдыкаимов: Предварительное уведомление защитит Кыргызстан от потока неучтенных товаров

Кыргызстан почти семь месяцев в Евразийском экономическом союзе. Интеграция при всех ее плюсах добавила проблем и головной боли и чиновникам, и бизнесменам. Главным образом - из-за огромного потока контрабанды, хлынувшей к нам сразу после открытия таможенных границ. Чтобы бороться с этим, Налоговая служба придумала новую систему – предварительное уведомление об экспорте-импорте. Однако бизнес воспринял идею в штыки. В ГНС считают, что абсолютно зря. О потоках контрабанды и методах борьбы с ней ИА «24.kg» рассказал заместитель председателя Государственной налоговой службы Октябрь Абдыкаимов.

- Что изменилось с того момента, как таможенные границы между Кыргызстаном и Казахстаном перестали существовать?

- Для нас изменился механизм администрирования косвенных налогов (налоги по импорту – НДС и акциз) во взаимной торговле со странами ЕАЭС. До присоединения к союзу администрирование осуществляла таможня, после функции передали нам. Теперь таможенных постов на границе нет, но это не значит, что импортеров освободили от уплаты налогов. Эти процедуры они должны исполнить в ГНС. После ввоза до 20 числа месяца, следующего за датой импорта, они должны представить отчет по косвенным налогам и уплатить их. Фактически импортерам предоставили отсрочку от 20 до 50 дней на уплату налогов. Изменилась и база налогообложения импортируемых товаров. Если раньше таможенники взимали налоги исходя из стоимости товара плюс транспортные расходы, то теперь НДС исчисляется исходя из стоимости товара, которая указана в счете-фактуре, инвойсе. После вступления Кыргызстана в ЕАЭС процедура торговли и перемещения товаров значительно упростилась.

- Получается, перемещение грузов на границе осталось без контроля?

- Не совсем так. Контроль на границе осуществляется путем обмена информацией между странами союза о перемещаемых товарах. Это же позволяет администрировать налоги. Предполагалось, что контроль на границе заменят обменом информацией. Это сейчас и происходит. Но открытием таможенных границ воспользовались недобросовестные налогоплательщики. Увеличилось количество фактов ввоза товаров без оформления документов и отчетности, а именно специального талона пограничного контроля. Один экземпляр налогоплательщик отдает пограничной службе, потом он передается нам для анализа, а второй экземпляр остается у предпринимателя.

- С открытием границ в страну хлынул поток грузов без оформления. Значит, этот инструмент не работает?

- При заполнении талонов отдельные субъекты указывают недостоверные данные о получателе груза. Когда пограничная служба передала нам талоны, выяснилось, что около 20 процентов из них мы не можем обработать и найти получателей, потому что их попросту нет. Из тех, что заполнены правильно, выявляются факты занижения объема либо стоимости ввозимого. И таких случаев все больше.

- Та самая мука по три сома?

- Да, именно. По муке по-прежнему занижаются объемы и стоимость - цена указывается от 3 до 5 сомов за килограмм вместо рыночных 20-25 сомов. То же с сахаром. Его цену в талоне указывают в районе 5 сомов за килограмм, когда на рынке он стоит 45-50 сомов. Последний рейдовый контроль выявил ввоз лесоматериалов с занижением объема груза и его стоимости. Указана цена леса в 2-2,5 тысячи сомов за кубометр, но на рынке он стоит не менее 10 тысяч сомов. Сейчас стали ввозить большие объемы рыбы. Например, недавно мы задержали фуру с форелью, цену которой предприниматели указали в 15 сомов, а на самом деле она стоит 300-400. В итоге бюджет не получает налогов, создается недобросовестная конкуренция нашим производителям и тем предпринимателям, которые ввозят товар легально, с уплатой всех налогов.

Есть и еще один момент. В 2015 году Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Ему предоставили возможность ввозить отдельные товары из третьих стран по заниженным таможенным пошлинам. При этом Казахстан взял обязательство, что эти товары не попадут на территорию других стран союза. Тем не менее риски их прохождения в нашу страну есть, и риски серьезные. Чтобы не допустить попадания таких товаров на свой внутренний рынок, каждая из стран ЕАЭС получила право вводить заградительные меры.

- Кыргызстан решил ввести процедуру предварительного уведомления об импорте…

- Совершенно верно. Механизм предварительного уведомления, на наш взгляд, поможет минимизировать эти риски. Чтобы ввезти в КР из Казахстана товар этой номенклатуры, надо представить счет-фактуру, который будет заверен казахским налоговым органом. Эта заверка подтвердит, что товар в свое время не ввозился по пониженным пошлинам, а либо произведен в Казахстане, либо ввезен по пошлинам ЕАЭС. Только при наличии такого счета-фактуры можно будет ввозить товары этой номенклатуры из Казахстана.

- Относительно уведомления много негативных отзывов. В частности, по поводу сроков. Для малых и средних предприятий просто нереально заказывать какие-то товары за месяц, они ведь работают по пожеланиям клиентов…

- Многие неправильно поняли норму. В порядке предварительного уведомления указано, что оно оформляется в течение 30 дней до даты предполагаемого импорта. Это значит, что предприниматель может получить уведомление за 30 дней до ввоза, за 15 или даже за 1-2 дня, возможно, и за несколько часов до импорта.

- А как вы тогда будете проверять налогоплательщика?

- Вы приходите в налоговый орган, подаете уведомление в трех экземплярах. При этом налоговик проверит только две вещи - наличие налоговой регистрации и отсутствие долгов по отчетности. И хотя в положении об уведомлении сказано, что его нужно оформлять в течение одного рабочего дня, мы дали указание, чтобы все делалось быстрее. На практике процесс оформления и заверка уведомления не займет более 20 минут, я думаю.

- А если человек не знал, что нужно получать уведомление либо оформил его на другой вид товара, что тогда?

- Мы планируем организовать на четырех основных постах круглосуточное дежурство наших сотрудников, в обязанности которых будет входить оформление уведомления на месте. Мы предоставим им возможность доступа к информационной базе, чтобы они могли оформить и заверить уведомление.

- Бизнесмены считают уведомление не лучшим решением проблемы…

- Я, честно говоря, не слышал от тех, кто критикует, других предложений решения проблемы. То, что мы предлагаем, значительно сократит поток неучтенного ввоза, уменьшит случаи занижения объемов и цены импортируемого товара. Значит, отечественные производители и добросовестные предприниматели будут в более выгодных условиях.

- Допустим, занизить объемы импорта не получится. Их можно банально посчитать. А как контролировать цену? Бизнесмен скажет, допустим, что он действительно купил эту муку по 3 сома, а не по 20. Как вы докажете обратное?

- При предварительном уведомлении предприниматель представит документы, подтверждающие объем ввозимого товара и его цену. На стадии оформления мы можем его спросить, где именно он купил товар по такой цене, и сможем проверить. Поэтому такого наглого провоза товара по заниженной цене не будет. Даже если цена будет немного выше – к примеру, 15 сомов за килограмм муки, мы с этим согласимся. Это более реально, чем 3 или 5 сомов. Мы не можем просто сидеть. Если мы не перекроем поток неучтенного ввоза, который есть, многие отрасли экономики просто умрут.

- Вместе с предварительным уведомлением введено и еще одно новшество – перечень количества товаров, которые можно перемещать через границу для личного пользования…

- Сейчас этот вопрос бурно обсуждается. Мы принимаем претензии людей, касающиеся отдельных видов товаров и их количества, разрешенных для провоза. Те же мобильные телефоны, наушники, парики и ряд других товаров. Список не взялся из ниоткуда. Перечень взят из требований, которые существуют при торговле с третьими странами. Те, кто бывает за границей, прекрасно знают, что и сколько можно ввозить или вывозить. Да и таможенная служба не всегда придиралась, часто закрывала глаза на небольшие нарушения, понимая, что человек везет товар не для торговли.

- Но в нынешнем списке действительно много нестыковок.

- Мы не спорим, это есть. По отдельным позициям его нужно пересмотреть. Где-то, возможно, увеличить разрешенное для провоза количество товара, а где-то уменьшить. Мы принимаем предложения, изучаем их и в ближайшее время внесем изменения. Сейчас совместно с Министерством экономики прорабатываем этот вопрос. Мы не можем вообще не вводить такой список. Иначе проблемы с неучтенным ввозом не закончатся.

- Но это не произойдет раньше, чем будет утвержден перечень. Как быть человеку, который везет в подарок родным не один, а два новых сотовых телефона?

- Не думаю, что это проблема или что человека будут слишком дотошно досматривать. Перечень ведь не для тех, кто пересекает границу в частном порядке. Он для тех, кто везет товары тачками и утверждает, что все для личного пользования. Но даже если вам попадется очень ответственный пограничник, который потребует уведомления на второй телефон, вы всегда сможете его оформить на месте. Налогов при этом платить не будете. Мы будем подходить к этому объективно. Для налоговой человек, ввезший два или три сотовых телефона, неинтересен как источник налогообложения.

Бизнес