На улицах Бишкека можно встретить рисунки на стенах причудливой формы и ярких цветов. Это следы деятельности художников граффити, называемых на сленге «райтерами».
Главной причиной появления новых уличных художников является их желание самореализоваться, а также, как отмечают эксперты, проявить свой протест, высказать свою гражданскую позицию перед широкой публикой и сделать это в острой форме, содержащей элемент опасности и развлечения.
Расцвет граффити пришелся на 1968 год. Тогда в Париже настенные рисунки призывали людей к революции. Как известно, за последнее десятилетие Кыргызстан пережил две революции, и граффити оказались здесь как нельзя кстати, они очень органично вписались в политическую и городскую среду.
Свой почерк
К сожалению, в Бишкеке чаще встречаются примитивные «тэги» (псевдонимы, написанные, чаще всего, одним цветом), которые не представляют никакой художественной ценности. Но встречаются и действительно интересные, яркие и сложные надписи и даже целые композиции – так называемые masterpiece. Некоторые художники отошли от надписей и акцентируются на стрит-арте, который больше внимания уделяет персонажам, сюжету и композиции, чем шрифтам.
Каждый художник пытается выделиться на фоне остальных и придумывает замысловатые шрифты своего псевдонима, добавляет цвета, обводку, чтобы поскорее выработать свой собственный узнаваемый стиль, и особенно это заметно в условиях сильной конкуренции среди райтеров. Именно благодаря этому появилось столько замечательных стилей и личностей в граффити.
Увлечение это затратное: борьба за городское пространство требует от художника постоянно приобретать баллончики аэрозольной краски, маркеры разных размеров и цветов для нанесения, кучу картона, если речь идет о трафаретах, перчатки, респиратор (аэрозольная краска очень токсична) и скетч-бук (альбом или тетрадка для скетчей, заготовок и идей). Некоторые даже используют шпаклевку, чтобы наносить рисунок на ровную поверхность стены.
Диалог с властями
Мэрия Бишкека в последние годы постепенно начала вести с райтерами активное сотрудничество. Проводятся «джэмы» - встречи, фестивали, в которых рисунки появляются прямо на глазах зрителей. И жители столицы постепенно начинают воспринимать это занятие как своеобразную форму искусства, актуальную среди молодежи.
Сейчас есть несколько crew (команд художников), которые ведут активную деятельность на отечественной граффити-сцене. В узком кругу известны такие имена, как Сhase, Shark, Chervi…
Круг интересов у этих людей разный, но большинство занимаются тем, что как-то связано с их увлечением. В основном это дизайн.
Переходя на личности
На вопросы ИА 24.kg, как развивается граффити-сцена в Бишкеке, ответил Shark.
- Как ты пришел к граффити? Сколько лет занимаешься этим занятием?
- Пишу Shark с 2009 года, это мой псевдоним, по-нашему – тэг. Пришел к этому совершенно спонтанно. Еще в школе взяли с другом баллончик, и так понеслась. Рисую с перерывами, можно сказать, бросал, тогда мне показалось, что я завязал, друзья меня снова тащили обратно.
- Такое часто бывает, когда занимаешься каким-то хобби. Наверное, ты много людей знаешь с этим увлечением, познакомился с бишкекским граффити-сообществом, сколько вас?
- Хватит пальцев рук, чтобы посчитать всех.
- Но ведь есть новички, которых не очень-то жалуют, называя toy?
- Не знаю я таких. Я сам где-то toy, наверное, хоть и считаюсь старичком на нашей сцене.
- У тебя отличные рисунки. Проблем с правоохранительными органами не было?
-(Смеется). Давай опустим этот вопрос.
- Ты рисуешь легальные граффити на джэм-фестивалях. Удовлетворен ли ты уровнем взаимодействия с мэрией, властями, с какими-то частными лицами, которые делают заказы?
- Мэрия и власти не удовлетворяют, а с частными все всегда по-разному. Разные люди.
- Довольно скучно видеть серый город, хотелось бы тебе изменить городскую среду?
- Да, кончено, но своим делом, а не заданными и банальными, не подходящими для уличной культуры темами.
- Интересно, как ты пришел к своему стилю. Он ведь выработался у тебя с опытом?
- Я постоянно в поисках, постоянно в процессе. Меняется все с каждым наброском. Не хочу рамок в данный момент, но к этому подхожу. Нужно, так сказать, «устаканить» стиль, почерк.
- А почему Shark, то есть акула на английском?
- В детстве смотрел передачи Кусто, так и пришло.
- А кто оказал влияние в плане творчества?
- Нет такого, во всяком случае, у меня. Хочется быть собой в первую очередь. Хочется, чтоб в дальнейшем мой стиль стал узнаваемым во всем мире.
- Он уже узнаваем в Бишкеке, как минимум.
- Мало Бишкека. Нужна узнаваемость в социальных сетях.
- В Казахстан и Россию приглашают для обмена опытом и общения? Ведь к нам даже из Германии приезжают.
- Это все на свои деньги, если хочешь. Нас никто не спонсирует, краску не дает, только темы задают. Фестивали оплачиваемые проходят, но редко.
- Если своими силами, без спонсоров, сколько на один хороший рисунок уходит денег?
- Две или три тысячи сомов, чтоб нормальный «кусок» сделать. А так можно и одной банкой за 90 сомов рисовать.
- Довольно дорогое хобби.
- Да это уже не хобби. Уже часть жизни. Не могу представить себя без граффити.
- А чем занимаешься помимо этого?
- В данный момент работаю в веб-студии. Дизайнер, иллюстратор.
- Как смотришь на дальнейшее развитие граффити в глобальном и личном смысле?
- Стену в Бооме видел? Не очень мы ее сделали, если честно. Вот признаюсь.
- Там общей композиции рисунка нет. Все части рисунка как бы сами по себе.
- Время, дождь, отсутствие концепта - все это сказалось. Опять же появление партии, весь этот сумбур.
- Мне понравился призыв сохранить снежных барсов.
- Вот это была бы тема. Многие вообще оскорбились.
- Это, по крайней мере, опыт.
- Да, особенно в плане масштаба.
- А трафаретами не рисовал?
- Нет, это stencil-art. Не нравится мне такое, да и терпения не хватит у меня вырезать. Не моя тема.
- И стикеры тоже не делаешь?
- Стикеры делаю.
- Не было моментов, когда увидел какую-то фишку, идею и решил воплотить ее? Или рисуешь поэтапно, четко представляя конечный результат?
- Перевоплощать чужие идеи не хочется. Рисую всегда по-разному. Даже когда запланировано что-либо, не всегда руки и голова работают сообща.
- А какие у тебя планы? Движение намечается?
- Плыть по течению и не разбиваться о скалы. Движение есть. Будут еще совместные работы.
Наш собеседник оказался не очень разговорчивым. Вероятно, все, что художник хочет сказать миру, он выражает в своих работах. С него берут пример мальчишки, которые сегодня еще коряво, с подтеками, пытаются что-то изобразить на стенах, но постепенно и они превращаются в художников со своим собственным почерком.