15:55
0
USD 67.94
EUR 83.42
RUB 1.20

Выборы. Парад обещаний

Другого креатива от политических партий кыргызстанцы так и не дождались.

Предвыборная кампания подходит к концу. 3 октября - день тишины. Долгожданный. В полночь с городских проспектов исчезнут агитационные баннеры, по радио прекратятся бравурные речи партийных зазывал, а на страницах газет, лентах информационных агентств и в эфирах телеканалов перестанут мелькать упитанные лица кандидатов в депутаты.

А вы его коленом

По данным Центризбиркома, общая сумма избирательных фондов 14 партий составила 542 миллиона 790 тысяч 579 сомов - почти $8 миллионов. Самой щедрой оказалась президентская партия СДПК. На завоевание любви электората социал-демократы потратили 103 миллиона сомов. Не скупилась и «Онугуу-Прогресс» - 93 миллиона сомов. В «тройку» толстосумов попала и «Республика – Ата Журт» - 83 миллиона сомов. В затылок «РАЖ» дышат социалисты. Партия «Ата Мекен» потратила на агитацию 69 миллионов сомов. «Бир Бол» - 52 миллиона. Остальные партии вложили меньше 50 миллионов сомов. И это только официально потраченные средства.

Суммы ушли приличные, но партии особой фантазией не отличились. Никто не прибивал к деревьям флажки, не раскидывал листовки с самолета на территории соседнего государства (во время агиткампании–2010 так «отличилась» партия Омурбека Текебаева). В этот раз социалистов запомнят по скандалу на второй день агитации: 5 сентября мэрия демонтировала 56 баннеров «Ата Мекена» в центре города, а из их штаба украли деньги.

И все-таки политорганизации пытались выйти за рамки банальности. Лидер партии «Республика – Ата Журт» Омурбек Бабанов разослал по республике именные «письма счастья» форматом А4 с просьбой «голосовать сердцем». В сжатой форме в послании расписали предвыборную программу партии и пестрый набор обещаний. Прием, конечно, не новый, но заставил социальные сети мусолить тему два-три дня. Особенно всех интересовало, откуда господину Бабанову известны личные контактные данные адресатов, которым послали конверты.

Приложением к письму шли партийная газета, настенный календарь и открытка со стихами поэта Д.Токобаева. Тут просто кровавый треш: и поломаем коррупции ноги, и хребет застою сломаем…

Суров оказался и генерал Исмаил Исаков – лидер партии «Азаттык». В брошюрках, которые раздавали партийные агитаторы, он призывал избирателя не только не продавать совесть за 30 серебряников, но и советовал провожать такого нечистоплотного товарища «пинком под зад».

Пунктом ниже следовало замечание о недоверии к чиновникам, преклонявшимся перед «хозяевами» и потом этих же «хозяев» изгнавшим. Помнится, Исмаила Исакова называли любимым министром свергнутого президента Курманбека Бакиева. Ярым оппозиционером он стал, когда сменил уютный кабинет главы Министерства обороны на тюремные нары.

Это наш размер

Отличительной чертой агитационной кампании станут огромные растяжки с портретами кандидатов. У партии «Бутун Кыргызстан - Эмгек» баннеры с изображением двух лидеров – Адахана Мадумарова и Аскарбека Салымбекова. Никаких лозунгов или призывов. Только белозубые улыбки, опять «квадратик» и номер партии в бюллетене.

Не стали «растекаться» на баннерах и социалисты. У партии на ярко-красных плакатах красуется белая галочка эмблемы. А вот там, где с фотографиями, вниманию избирателя предлагается первая пятерка – бывший генеральный прокурор Аида Салянова, с этой же приставкой премьер-министр Джоомарт Оторбаев, пока что еще депутат Наталья Никитенко, режиссер Садык Шер-Нияз и сам бессменный «вождь» партии.

Для развешивания агиток партии используют не только столбы, но и торцы зданий. Получается убого: счастливое лицо кандидата на фоне обветшалых многоэтажек.

От женщин до коррупции

Насмешила партия Феликса Кулова. Ее лозунг «Без женщин нет мужчин» звучит как «каждой твари по паре». Или вот это – «права женщин – обязанность мужчины». Опять из серии «воду называют водой, потому что она водянистая». Хорошо, хоть в этот раз в предвыборных роликах обошлись без кузнеца, кующего щит закона.

Впечатляют коллективные фото клином от партии «Бир Бол». В «одиночное» выпустили только Чолпон Джакупову, известного юриста, главу Правовой клиники «Адилет». Кстати, подпись «За права простого человека» перекликается с посылами «РАЖ», «Ата Мекена» и «Аалама». Последней, судя по растяжкам, хвастаться особо нечем. Кроме номера 1 в бюллетене.

А партия «Замандаш» продолжает пропаганду «чистых рук». Все помнят их предвыборный съезд, где делегаты аплодировали выступающим в белых перчатках. Фишка содрана у чиновников правительства Японии. Так министры и сам премьер Страны восходящего солнца демонстрируют, что не замешаны в коррупции. Коррупция, вернее борьба с ней, вообще топовая тема агиткампании–2015. Разрубить эту гидру на куски грозятся все 14 партий. Лозунги как один: «Скажем коррупции нет», «Меньше чиновников - меньше коррупции», «Кыргызстан – государство без коррупции».

Недетский выбор

Часто встречаются на баннерах портреты детей. Но непонятно, почему за ребенка на растяжке «Азаттыку» влепили предупреждение от ЦИК, а в случае с СДПК промолчали.

На баннере «Азаттыка» мальчик изображен на фоне шара из звезд (эмблема ЕС) и красных полосок. Большим пальцем руки ребенок то ли показывает «классная партия!», то ли рекламирует способ передвижения автостопом. А на растяжке социал-демократов аккуратный школьник в белоснежной рубашке старательно тянет руку вверх, как бы демонстрируя, что надо голосовать именно за эту организацию. «Это ничего не означает. Просто изображен школьник, который поднимает руку на уроке. Это такой кадр», - разъясняют в ЦИК.

Другие партии не зря обвиняют Центризбирком в предвзятости. Вчера ему не хватило смелости пожурить социал-демократов и влепить им предупреждение. Заявление в отношении конкурента подали представители «Азаттыка». В партии сочли, что нельзя в предвыборных речовках и агитматериалах жонглировать именем президента и играть на том, что если не поддержишь партию, значит, проголосуешь против главы государства.

Стабильность vs стабильность

Четвертого октября избиратели отправятся к «умным» урнам. Из каких партий сформируют новый состав парламента, узнаем совсем скоро. По итогам агиткампании–2015 можно констатировать: обещания практически идентичны, баннеры и листовки не блещут креативом, а кандидаты в массе своей - перебежчики, кочующие из партии в партию. Похоже, на «островке демократии» стабильно только одно: отсутствие убеждений и желание любым способом заполучить мандат. 

Фото ИА «24.kg»

Бизнес