Депутат от фракции СДПК в Жогорку Кенеше Галина Скрипкина предлагает своим коллегам законодательно расписать условия создания и прекращения деятельности парламентской коалиции большинства. Соответствующие новшества народная избранница вносит в Регламент ЖК.
По словам главы комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК Галины Скрипкиной, приступивший к работе VI созыв парламента обладает некоторыми особенностями, вошедшими в противоречие с нормами регламента.
«В силу обладания одной из фракций 38 мандатами и сокращением количества комитетов до 9 стало невозможным соблюдение требования регламента о непревышении 4 представителей одной фракции в одном комитете. Кроме этого, по итогам оптимизации структуры ЖК решено снизить количество заместителей торага до двух, в связи с чем не выдержана норма об избрании заместителей спикера от каждой фракции. В прошлом созыве ЖК каждая из пяти фракций делегировала по одному вице-спикеру. Теперь же у нас всего два заместителя торага: один от коалиции большинства, другой – от оппозиционного стана. В связи с этим координационный совет ЖЖК поручил профильному комитету по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК собрать предложения от всех заинтересованных лиц по изменению положений действующего регламента. Представленный законопроект направлен на усовершенствование парламентских процедур с учетом устоявшейся практики и на повышение качества принимаемых законов», - заявляет Галина Скрипкина.
Далее она подчеркнула, что законопроектом устраняются некоторые несоответствия в нормах регламента ЖК, касающиеся ежегодных отчетов руководства парламента. Согласно отечественному законодательству, предусматривается отчет торага о своей деятельности, о деятельности ЖК и отчет о финансовых расходах. Законопроектом предлагается объединить два отчета (о деятельности спикера и всего парламентского корпуса за сессионный период) в ежегодный отчет торага. Кроме этого, законодательно предложено определить роль правительства КР в комиссии по выработке согласованного варианта закона, возвращенного главой государства.
«Данный законопроект не затрагивает вопросы предпринимательской деятельности, поэтому здесь не требуется проведения анализа регулятивного воздействия», - указано в справке-обосновании.
Согласно законопроекту, решение о вхождении или о выходе из коалиции большинства принимается руководителем фракции с согласия двух третей от общего числа всех депутатов, входящих во фракцию. Создание коалиции оформляется в форме коалиционного соглашения, в котором указываются ее участники, общее число депутатов коалиции; статус коалиции как парламентского большинства; программа деятельности коалиции; ее регламент.
В коалиционном соглашении также определяются кандидат на должность премьер-министра, основы программы деятельности правительства, его структура. При этом должности, назначаемые президентом и премьер-министром (кроме состава правительства, в случае определения в коалиционном соглашении руководителей административных ведомств) не могут быть предметом коалиционного соглашения.
Коалиционное соглашение подлежит обязательной публикации в СМИ в течение 10 рабочих дней со дня официального объявления и размещается на сайте ЖК. Неопубликованные части коалиционного соглашения не признаются и не имеют юридической силы.