09:02
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Встреча глав Центральной Азии в Душанбе: попытка региональной самоидентификации

Прошедшую в Душанбе V Консультативную встречу глав стран Центральной Азии эксперты назвали дежурной.

Никаких значимых документов, кроме формальных соглашений об общих направлениях молодежной политики и укреплении взаимосвязанности наземного транспорта в регионе, принято не было.

Участниками высказан ряд инициатив. В частности, провести в 2024 году в Казахстане диалог по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии на уровне секретарей советов безопасности и создать единую торговую палату государств региона. Насколько они нацелены на долгосрочную перспективу, аналитики пока не берутся судить.

Неформальный саммит в Душанбе, несмотря на то, что его результаты оказались не столь впечатляющими, как предполагалось, и прошел он с шероховатостями, все же подтверждает теорию о попытке создать геополитический баланс по отношению к России и Китаю, которые ощутимо влияют на регион в рамках общей географической судьбы.

Ясно, что ничего не ясно

Некоторое оживление внесло появление в Душанбе президента Азербайджана. Однако некоторые эксперты посчитали, что прибытие Ильхама Алиева подрывает стремление региона создать свою идентичность, сформировать самостоятельный субъект мировой политики и делает мало различимыми «пятерку» и Организацию тюркских государств.

Консультативные встречи в региональном формате систематизировались. Политологи оценивают это как попытку в будущем отмежеваться от России.

По мнению эксперта Эмиля Джураева, война в Украине не просто ослабила позиции РФ, а принуждает страны региона искать Москве замену.

«Хотя саммит в Душанбе, на мой взгляд, не получился таким успешным и продуктивным, каким он мог бы быть и каким его ожидали. Душанбе и Ашхабад — неподписанты прошлогоднего регионального договора (Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. — Прим. 24.kg) — так его и не завизировали, и речи даже не зашло. Но в регионе укрепилось понимание ограниченности возможностей России, у которой за словами «о вечной дружбе и единой истории» четко прослеживаются имперские аппетиты и неуважение или даже отрицание суверенитета других государств», — сказал он.

Очевидно, что политические элиты в Астане, Бишкеке, Душанбе, Ашхабаде и Ташкенте признают пошатнувшееся положение Кремля, но говорить о каком-то прогрессе в консолидации внутри региона после последней консультативной встречи не приходится.

Успешная кооперация невозможна без разрешения территориальных и экономических противоречий. А эти вопросы остаются актуальными и не сняты с повестки дня двусторонних отношений.

Садыр Жапаров первым покинул Душанбе после консультативной встречи. Остальные президенты остались обсуждать вопросы спасения Арала. Некоторые политологи называют причиной досрочного отъезда главы Кыргызстана то, что в 2016 году республика приняла решение заморозить свое участие в деятельности Международного фонда спасения Арала и его органов. Поэтому остаться на очередном заседании совета фонда, который прошел в рамках консультативной встречи, он не мог.

С 1 января 2024-го председательство в Международном фонде спасения Арала от Таджикистана переходит к Казахстану. Президент этой страны Касым-Жомарт Токаев одной из первых задач видит в том, чтобы вернуть Кыргызстан в организацию.

К делам насущным

Но это в перспективе. Пока что государства региона, чтобы выстроить баланс по отношению к России и Китаю, хотят укрепить взаимодействие тюркоязычных стран и ускорить региональную кооперацию.

Казахстанский эксперт Досым Сатпаев отметил, что в первую очередь нужно укрепить доверие и региональную самоидентификацию, чтобы государства региона не напоминали бильярдные шары, которыми играют другие геополитические игроки. Это особенно важно на фоне серьезных глобальных изменений во всех сферах жизни от геополитики и климата до образования и науки.

Центральноазиатские страны должны усилить региональную кооперацию, чтобы не застрять в периферийной зоне мировых экономических процессов. По сути, речь идет о выживании стран региона в качестве экономических и политических акторов. Региональная кооперация — это также эффективная защита от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны других геополитических игроков.

Региональная повестка должна состоять из девяти пунктов: безопасность, бизнес, активизация приграничного взаимодействия, поскольку границы должны быть «с человеческим лицом», снижение стоимости экспортно-импортных операций и экологических рисков, расширение региональной визовой зоны и формирование единого информационного пространства.

Досым Сатпаев

Последний пункт аналитик назвал особенно важным, поскольку соседи должны лучше знать друг друга, получая информацию напрямую, без посредников из других государств. Это актуально на фоне усиления гибридных информационных атак, которые уже ведутся против некоторых стран региона.

Все, что будет

С казахстанским экспертом согласны и в Бишкеке. Здесь признают, что кооперироваться нужно, тем более если регион хочет выступать в будущем отдельной геополитической единицей, а не сателлитом России, Китая или Турции.

По мнению юриста Таттубубу Эргешбаевой, несмотря на то что Таджикистан и Туркменистан не присоединились к договору, подписанному другими странами региона, встреча способствует выстраиванию конструктивного диалога.

 «Однако эскалация на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном продолжает вызывать обеспокоенность. С 2000 года на границе произошло более 150 конфликтов с серьезными потерями с обеих сторон. Это подчеркивает важность поиска мирных решений и дипломатического урегулирования подобных конфликтов. В свете этих вызовов и ожиданий важно оценить будущее взаимодействие Центральной Азии с другими государствами, включая США. В целом трансформации в геополитической сфере всегда вызывают интерес и требуют внимания к деталям. Они также создают возможности для стран Центральной Азии развивать свои отношения с мировыми державами и работать над укреплением своей роли в современном мире», — считает она.

В экспертном сообществе полагают, что на фоне нарастающей геополитической турбулентности для стран Центрально-Азиатского региона открываются новые возможности, чтобы сделать экономическую систему эффективной и антихрупкой.

Но для этого надо кардинальным образом менять стиль государственного управления. Помнить, что нет времени на раскачку, долгие бюрократические игры, а также на имитацию антикризисной работы.

Популярные новости
Бизнес