Выборы депутатов седьмого созыва Жогорку Кенеша завершились. В информационную систему ЦИК поступили протоколы ручного подсчета голосов избирателей по всем одномандатным округам. Лидеры гонки не изменились.
По предварительным данным, пятипроцентный порог преодолели шесть партий. По одномандатным округам в Жогорку Кенеш седьмого созыва проходят десять действующих парламентариев.
Изначально в гонке приняли участие 287 кандидатов-самовыдвиженцев и 21 партия. По новой Конституции депутаты менее защищены, но по привычке желающих попасть в парламент было с избытком. Очевидно, большинство из них просто не читали Конституцию, а мандат, как многие уповают, открывает многие из дверей.
24.kg напоминает, какие полномочия были у парламента и что им осталось в итоге после очередной перекройки Конституции.
Что было
Согласно прежней редакции, депутатский корпус формировали политические партии. Он состоял из 120 нардепов. При этом одна политорганизация не могла получить 60 и более мандатов.
Обязательным было условие присутствия в Жогорку Кенеше оппозиционных фракций.
Они получали в свое ведение два комитета — по бюджету и финансам и по безопасности и правопорядку.
Жогорку Кенеш формировал правительство. Этим занималась коалиция парламентского большинства. Депутаты обладали правом отправлять кабмин в отставку, вносить изменения в Конституцию, избирать по представлению президента судей Верховного суда и освобождать их также по представлению главы государства. Кроме того, парламент избирал ЦИК в соотношении 1/3 состава по представлению президента, 1/3 — от коалиции, 1/3 — от парламентской оппозиции. Избирал парламент членов Счетной палаты и омбудсмена. Депутаты давали согласие на назначение генерального прокурора и принимали решение об его уходе с поста большинством не менее двух третей голосов.
Парламент вводил чрезвычайное положение, утверждая или отменяя соответствующие указы президента.
Решал вопросы введения военного положения, также соглашаясь с главой государства или отказывая ему в этом. Заслушивал выступления президента, ежегодный доклад акыйкатчи, отчеты премьер-министра и генерального прокурора.
Президент, Верховный суд, генпрокурор права законодательной инициативы не имели. Распустить высший законодательный орган президент не мог. Решение о самороспуске могло быть принято большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов.
Президент мог быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления. Подтвердить его должна была Генпрокуратура. Двумя третями голосов депутаты могли отправить главу государства в отставку.
По новой Конституции, одобренной на референдуме 11 апреля, процедура импичмента президента значительно усложнилась.
Предусмотрен порядок, при котором глава государства может быть отрешен от должности:
- за нарушение Конституции и законов;
- за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша и деятельность органов судебной власти.
За парламентом по новой редакции оставили право выдвигать обвинения против президента для объявления ему импичмента. Оно, как и прежде, должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее половины нардепов.
Далее начинаются сложности. Если раньше было достаточно только подтверждения Генпрокуратуры, то теперь нужно заключение специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем. Ее представление направляется в Генеральную прокуратуру и Конституционный суд.
«Президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения, подтвержденного заключением генерального прокурора и Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения», — говорится в Основном законе.
При этом решение ЖК должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения. Если срок не соблюдается, то выдвинутое обвинение считается отклоненным. Кстати, этот пункт был и в прежнем варианте. Но тогда не требовалось разрешения Конституционного суда.
Что стало
Усложненная процедура импичмента не единственное изменение, которое свидетельствует о сокращении полномочий депутатов.
Парламентарии больше не смогут выражать недоверие правительству.
Депутатов призовут к порядку. Если кто-то из них без уважительной причины не ходит на заседания палаты 10 рабочих дней в течение одной сессии, его полномочия досрочно прекращаются.
Из Основного закона исключили внесенную в 2016 году норму о том, что член Жогорку Кенеша может стать премьер-министром или первым вице-премьером и сохранять при этом свой депутатский мандат.
Отныне Жогорку Кенеш должен будет рассматривать законопроекты, которые инициируют президент и кабинет министров.
В Конституции появился пункт, которого ранее не было — об отзыве депутата. Порядок и случаи, по которым нардепа можно лишить мандата, должны быть предусмотрены отдельным конституционным законом. Документ еще не разработан. Это положение, как считают некоторые аналитики, могут использовать против депутатов, не согласных с политикой властей.
Напомним, в начале 90-х был принят закон «О порядке отзыва депутата Законодательного собрания и депутата Собрания народных представителей Жогорку Кенеша». Он просуществовал до 2006 года, затем его признали утратившим силу, поскольку на практике никогда не применялся.
Отзыв или досрочное прекращение полномочий депутата-одномандатника влекут за собой повторные выборы.
Эта норма не применяется, если до завершения срока полномочий седьмого созыва останется год и менее.
«При тотальном дефиците и попытках выбраться из экономической ямы проводить без конца выборы — непозволительная роскошь. Поэтому норму об отзыве депутата-одномандатника можно считать формальной», — полагает эксперт Шерадил Бактыгулов.
Депутаты по-прежнему не могут подвергаться уголовному и иному преследованию за свои высказывания.
Политологи отмечают: риск большей управляемости парламента, как показали предварительные итоги выборов, подтвердился.
«Хотя Жогорку Кенеш всегда был подконтролен президентской администрации, но при том варианте, который мы получили на сегодня, брожение всевозможных интересов усилится», — считает эксперт Медет Тюлегенов.