После выдвижения лидером Китая стратегической концепции «Пояс и путь» (экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века) страны Центральной Азии стали привлекать взоры всего мира. Создание экономического пояса Шелкового пути, одного из крупнейших экономических коридоров в мире, непременно позволит им создать более широкое пространство для развития, пишет в редакционной статье китайское агентство «Синьхуа».
«Великий шелковый путь, как составная часть мировой истории обменов, всегда привлекает внимание. 20 лет назад Япония разработала стратегию «Дипломатия Шелкового пути», в 2011-м США предлагали план «Новый шелковый путь» с центром в Афганистане», - напоминает издание. При этом отмечает, что сейчас «процессы экономической глобализации и интеграции в регионе ускоряются, и перед странами Центральной Азии стоят тяжелые задачи трансформации экономики и наращивания государственной мощи».
Председатель КНР Си Цзиньпин в августе 2014 года отметил, что Китай готов предоставить сопредельным странам возможность и пространство для совместно развития. «Добро пожаловать в вагон поезда, на котором Китай следует по пути развития», - заявлял он.
«Концепция «Пояс и путь», нацеленная на расширение экономического сотрудничества, соответствует потребностям стран вдоль Шелкового пути в развитии, что создает благоприятные условия для налаживания сотрудничества между ними и Китаем. Страны Центральной Азии могут воспользоваться шансом «поехать на поезде Китая», - считает «Синьхуа».
«Торговые и культурные связи между Китаем и странами Центральной Азии начались в древности. Великий шелковый путь, проспект имени Дэн Сяопина в столице Кыргызстана, ахалтекинские лошади Туркменистана стали свидетелями двухтысячелетних обменов между ними. Это сформировало гуманитарную и общественную основу для развития экономического пояса Шелкового пути, - говорится в статье. - Центральная Азия в центре Евразии и не имеет выхода к морям, что в определенной степени ограничивает развитие экономик стран региона. Создание экономического пояса Шелкового пути не только предоставит возможность сделать Центральную Азию удобным коридором, соединяющим Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу, но и будет способствовать расширению связей стран ЦА с внешним миром».
Торговый советник посольства Таджикистана в КНР Калон Дамдоров на Втором Китайском новогоднем форуме по вопросам инвестиций заявил, что идея возрождения Великого Шелкового пути, выдвинутая Китаем, очень важна для сотрудничества и обменов между странами Центральной Азии. «Осуществление проекта принесет нам большую выгоду. Мы со всей серьезностью подходим к созданию экономического пояса Шелкового пути», - подчеркнул он.
«Какие шансы даст Центральной Азии выполнение концепции «Пояс и путь»? С точки зрения экономического сотрудничества, у Китая и стран ЦА большая взаимная дополняемость ресурсной, производственной структуры и сельскохозяйственных и промышленных продуктов, - отмечает «Синьхуа». - Благодаря динамичной торговле товарами и услугами масштабы торговли сторон непрерывно расширяются, что стимулирует развитие производства продукции и услуг и повышение занятости в странах региона. Китай является идеальным рынком для стран Центральной Азии - стран с богатыми нефтегазовыми и минеральными ресурсами и дешевой рабочей силой».
По статистическим данным, Китай стал крупнейшим торговым партнером для Казахстана и Туркменистана, вторым торговым партнером для Узбекистана и Кыргызстана. «КНР является крупнейшим инвестором для Узбекистана и вторым по величине инвестором экономик Кыргызстана и Таджикистана. Тесные экономические связи между Китаем и Центральной Азией предоставляют реальную основу для участия Центральной Азии в осуществлении концепции «Пояс и путь», - считает агентство. И отмечает, что «в последние годы заметные сдвиги достигнуты в усилении взаимосвязанности Китая и стран Центральной Азии». В частности, важной составной частью Азиатско-европейского трансконтинентального моста названа железнодорожная ветка, идущая в Центральную Азию через магистрали Ляньюньган (Восточный Китай) - Ланьчжоу (Северо-Западный Китай) и Ланьчжоу - Алашанькоу (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай). Кроме того, из Китая открыты прямые авиарейсы в Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, а в мае 2014 года в порту Ляньюньган запущена первая очередь китайско-казахстанского транспортно-логистического центра».
«Выполнение ряда конкретных мер, в том числе китайских инициатив создания Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, позволит пяти странам Центральной Азии и другим сопредельным государствам получить реальную выгоду от реформ и развития Китая. Сейчас стратегическая концепция «Пояс и путь» из плана постепенно превращается в реальность», - подытоживает «Синьхуа».