00:07
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88

Есть ли будущее у театра в Кыргызстане?

Сегодня отмечается Всемирный день театра. Кто-то точно подметил, что театр – особый мир, разворачивающий перед зрителем панораму человеческих чувств. Все, что знает наша душа в виде неясных ощущений, театр преподносит в ярких образах. Этим он прекрасен и незаменим. Тем не менее проблем у отечественного театра предостаточно. Вопрос, есть ли у театра в Кыргызстане будущее, является наиболее острым и обсуждаемым. ИА «24.kg» решило узнать по этому поводу мнение респондентов.

Медет Осмонов, дирижер:

- Любой театр держится на трех китах. В первую очередь, нужна поддержка – государства, спонсоров или меценатов, в идеале - когда есть все составляющие. Второе – кадры. Профессионалов мало, их надо воспитывать, взращивать, стимулировать. Ну и общественный интерес нужен - чтобы люди ходили в театр, интересовались им. Иначе зачем он нужен? А если театр не может ничего предложить зрителю – как детям, так и взрослым – то наступает коллапс, деградация общества. Сегодня в Кыргызстане театральное искусство сильно проигрывает кино, Интернету, компьютерным играм. В итоге мы получаем поколение, которое искренне недоумевает, почему банкеты на сцене оперного театра вызывают негодование. И появляется более глобальный вопрос – есть ли будущее у такой страны?

Ситуация с театром, культурой отражает общую ситуацию в стране, обществе. Есть ли будущее у театра, зависит от нас самих. К примеру, кыргызский театр оперы и балета в глубоком кризисе, остро нуждается в серьезных изменениях, а также в особом внимании со стороны государства. В плачевном состоянии материальная база, сценическое оборудование, костюмы. Зарплаты позорно низки - 5-6 тысяч сомов. Если сохранится такое положение дел, то существование нашего театра под угрозой. Уже сейчас сложно найти сколько-нибудь квалифицированные кадры, которые согласны работать на таких условиях. Такое маргинальное состояние национального оперного театра – огромная потеря для Кыргызстана, и нужны титанические усилия, чтобы выйти из кризиса. Но если этого не сделать, едва ли можно говорить с оптимизмом о судьбе нашего государства.

Наристе Алиева, художник, автор:

- У государственного театра в Кыргызстане, как и у всей культуры, нет будущего до тех пор, пока не придет новое поколение, которое выросло в осознании ценности бесценного - красоты, знаний, любви, просвещения. Что может дать потерянное поколение, которое выросло в духовной и материальной нищете развала Советского Союза? Так, сегодня у нас пока одни перерабатывают свою боль, другие создают ад, пируют на костях культуры. Но, как писал Замятин: «Le theatre ni passe, ni lasse - театр непреходящ, неистощим». Так что, несмотря на все трудности, страсть человека к игре, самовыражению всегда найдет выход, пусть даже в виде уличного театра, зато настоящего, свободного от власти.

Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша:

- Если проводить пиршества в театрах, устраивать дискоклубы, то будущего у них не будет. Любовь к искусству надо закладывать сызмальства. Этим должно озаботиться правительство. Когда люди будут ходить в театры не потому, что им насильно продали билет, и не потому, что приказали в университете, тогда у театров будет будущее. К сожалению, я давно не ходил в театр, хотя очень хочется. В студенческое время периодически посещал и слушал драмы и пьесы. Мне было очень интересно. Сейчас просто нет времени.

Кадыр Маликов, независимый эксперт:

- Несмотря на глубокий кризис культуры в целом, думаю, у театра есть будущее. Оно должно быть в любом случае. Так как театр - это искусство передавать чувства, доносить мысли до зрителя в виде картинки-образа. Ведь театр - живая игра актера, и это не заменит голливудский фильм со спецэффектами. Но для развития театра нужно вкладывать в культуру, прививать этику, любовь к тонкому пониманию красоты у молодежи. Когда бываю в командировках в других странах, то замечаю, что большие города живут культурной жизнью, люди ходят в театры. У нас, к сожалению, до сих пор спад культуры. Бишкек уже другой, нет городской культуры, не видно интеллигенцию, практически некуда пойти в выходные. А если и есть, то очень скудный репертуар.

Жамбы Джусубалиева, философ:

- У меня весьма пессимистические настроения по поводу будущего нашего театра. Так как это неотъемлемая часть целого комплекса, системы культурного пространства, которое на глазах разрушается. Есть отдельные спорадические очаги, которые создают видимость или влачат зыбкое существование. Государство не поддерживает, а государственные мужи либо их отпрыски предпочитают «потреблять и закусывать» на классических сценах, видя в этом их предназначение. О чем тут говорить?! Мир искусства давно отринут и обижен.

Радислав Сафин, иллюзионист:

- Уверен: у кыргызского театра есть будущее. Я в этом не сомневаюсь, ведь развитие культуры настолько же важно, как здравоохранения, экономики и прочего. Без культуры я просто не могу представить развитие гордой и великой нации. Всегда хочется надеяться на лучшее. В Кыргызстане много талантливых людей, занятых в театральной сфере. Однако не всегда все зависит от них. Многие перспективные проекты не реализовываются из-за отсутствия финансирования. К счастью, кыргызским артистам не привыкать. Их большая заслуга в том, что они научились выживать в самых сложных ситуациях и при этом остаются позитивными людьми и делятся своим позитивом с нами. Мне радостно видеть, что наши театры регулярно обновляют репертуар, что говорит об их стремлении развиваться. Это замечательно.

Андрей Сафронов, журналист:

- Ситуация в Кыргызстане с театрами не обнадеживающая. Если смотреть на большие центры на постсоветском пространстве (Москва или Петербург), то там идет развитие театра. Часто можно услышать о постановках современных авторов или новых прочтениях известной классики. В КР ситуация не такая, быть может, театр в Кыргызстане пока идет проторенными дорогами. Возможно, это происходит от того, что республика в некой изоляции от каких-то современных течений. Но эта ситуация может в итоге оказаться хорошей почвой для возникновения чего-то, если не нового, то как минимум интересного и глубокого. Если мейнстрим где-то далеко, то творческие люди (которые есть всегда и везде, независимо от политических режимов, экономического климата и прочего) будут вынуждены искать собственные пути, без оглядки на тенденции. Со временем, конечно. В этом смысле у отечественного театра может быть будущее. Тем более, школа советского театра не могла не наложить отпечаток на театр в Кыргызстане, и это, возможно, лучшие зерна, которые могли быть посеяны.

Шербото Токомбаев, психотерапевт:

- В нашей стране исторически сложилась особая культурная атмосфера: находясь на Шелковом пути, с древности и до настоящих дней мы впитываем культуру многих народов, которая трансформируется, становясь частью нашей собственной. Это касается как искусства вообще, так и театра в частности. И поскольку ничто в нашем мире не может существовать изолированно, думаю, ответить на вопрос можно так: театр у нас бессмертен, как, впрочем, и на всей нашей планете, вне зависимости от стран и культур. И это радует. Иными словами, будущее у театра Кыргызстана есть. 

Бизнес