14:17
USD 86.50
EUR 91.43
RUB 0.87

«Мои 24». Один день в «филиале ада»

Наши герои признаются: кто однажды пришел сюда работать, не променяет объект ни на что другое, несмотря на адские условия. Сегодня мы досконально изучим ТЭЦ Бишкека, узнаем, есть ли на зиму уголь, как его подают в котлы, проникнем туда, куда без специального пропуска не пускают, и заглянем в саму горелку, где 24 часа в сутки, 365 дней в году есть огонек.

Уголь есть, но только местный

Работа на теплоцентрали не останавливается ни на минуту, люди работают в три смены, без выходных и праздников. Выпала смена — значит, пора заступать. Рабочий день у большинства начинается в 7.00. Ближе к 9.00 планерка, обсуждение графика работы, насущных проблем.

Мы побывали на ТЭЦ Бишкека неделю назад, когда ее только перевели на зимний режим работы.

Конечно, главной задачей было узнать, насколько теплоцентраль готова к отопительному сезону и внезапно свалившейся проблеме со стороны Казахстана, который ввел запрет на экспорт топлива в связи с подготовкой к отопительному периоду внутри страны.

ОАО «Электрические станции» еще летом провело тендер на покупку импортного угля, заключило договор с посреднической компанией «Рассвет компани», обещавшей поставлять шабыркульское топливо. Но из-за возникших проблем договоренность нарушена.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Из-за проблем на кыргызско-казахской границе ТЭЦ Бишкека осталась без шабыркульского угля

Прежде чем попасть на стратегический объект и посмотреть места, доступные лишь подготовленным сотрудникам, заставили надеть каску. Техника безопасности иначе не позволяет. К тому же пришлось проститься с любимыми кроссовками. Прогулка по угольным складам и галереям — так называется часть ТЭЦ, по которой подается топливо, превратила их в два уголька. Да и сама я выглядела как шахтер.

Точка № 1. Угольный склад, горы топлива. Непрофессиональным взглядом сложно оценить, сколько здесь хранится. Специалисты уверяют, что более 200 тысяч тонн. Мы как раз успели к утренней загрузке топлива. Но прежде чем уголь попадет в горелку, он должен пройти несколько этапов.

Приемка вагонов происходит на железно-транспортной весовой. Здесь вагоны с углем взвешивают и выгружают. Разгрузить машину с топливом гораздо сложнее. Работать приходится вручную.

Бульдозер на вершине кучи сгребает уголь на решетку, через которую он высыпается на подземный конвейер. Вроде ничего сложного. А теперь представьте, какая поднимается пыль. Ее ничем невозможно сбить или уменьшить. Из-за клубов пыли еле просматривается водитель бульдозера. К слову, на каждом этапе за процессом следят люди.

Как рассказал ведущий инженер лаборатории тепловых режимов Евгений Яценко, на ТЭЦ Бишкека распечатали государственный материальный резерв. Топливо уже необходимо заменить, пока оно не потеряло своих качеств. Как начнется поставка, заготовят в матрезерв снова.

— Есть ли проблемы с поставками угля?

— Как нет?! Вчера поставки из Казахстана не было, — рассказала начальник смены топливно-транспортного цеха Елена Калинович.

— Вообще не было поставок или они прекратились?

— Как начались проблемы на кыргызско-казахской границе, прекратились поставки шабыркульского угля. Сейчас сжигаем только кара-кечинский. В госорганах получено разрешение на то, чтобы распечатать матрезерв, — пояснил Евгений.

— Из Таш-Кумыра угля везут тоже мало, — добавила Елена Калинович.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». По территории ТЭЦ протянуты сотни метров конвейеров

Прогулка по галерее

Точка № 2. Конвейер. Топливный цех — самый масштабный по своей территории. На сотни метров протянуты галереи. По ним топливо подается сначала в бункер сырого угля, затем в мельницу, а после уже в котлы. Его необходимо измельчить, так как угольная пыль горит лучше.

В галерее темно, шумно и пыльно. По транспортной ленте уголь подается в бункер. Пока загружается уголь, машинист топливоподачи находится внутри. Топливо подается три раза в смену или по требованию. Между подачами он должен привести объект в порядок. Только убравшись в галерее, специалист сдает смену.

А мы поднимаемся вслед за углем.

— Как давно вы работаете на теплоцентрали? — интересуюсь у Елены.

— Пришла в 1990 году. 13 лет работала в одном цехе, потом перешла в топливно-транспортный, так и осталась. Получается, уже 27 лет. Работу свою люблю и ни на что ее не променяю. Привычка, дружный коллектив. Это мой образ жизни, — призналась она.

— Не тяжело женщине возиться с углем?

— Нет. Мне нравится. Те, кто пришел на ТЭЦ, приживаются в течение трех месяцев. Если за это время не понравилось, люди уходят. Но большинство остаются.

Сердце ТЭЦ

Точка № 3. Котельный цех. После того как уголь прошел по конвейеру и побывал в бункере, он поступает в мельницы.

Угольная пыль с воздухом подается в трубопроводы угольной смеси, а затем, с подогретым воздухом, в котел. К сожалению, этот процесс закрытый. Ручной подачи угля, как в паровозе, нет. Масштабы такие, что человек попросту не справится с загрузкой топлива.

Точка № 4. Котел. Температура в котлах достигает 540 градусов. Специалисты следят за их работой по приборам. Кроме того, в горелке есть окошко, через которое видно пламя. Оно является одним из условных датчиков, подтверждающим, что оборудование работает исправно.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Огонек свидетельствует об исправной работе горелки

Не может ТЭЦ Бишкека работать и без воды. Ее на станцию подают из БЧК. Но прежде чем использовать, тщательно очищают от мусора, песка, соли и других примесей. Вся ответственность ложится на лаборантов.

По двум коллекторам вода подается в котельный цех на деаэраторы. В них она подогревается, удаляются углекислота и кислород. Это необходимо для того, чтобы уменьшить коррозийную способность в трубах. Коррозия образуется именно от кислорода и углекислоты.

ИА «24.kg»
Фото ИА «24.kg». Специалист круглосуточно следит за работой деаэраторов

На ТЭЦ Бишкека открытый водоразбор. При открытой системе горячего водоснабжения расход обратной сетевой воды, возвращаемой на ТЭЦ, меняется в соответствии с изменением водоразбора в течение суток. Иными словами, от потребления воды бишкекчанами непосредственно зависят расход воды на ТЭЦ и ее работа.

— Для нас это большие сложности. Количество воды меняется, меняются давление и температура. Наша задача — поддерживать ее на одном уровне, чтобы горожане не почувствовали изменений, — отметил Евгений Яценко.

На воздух

Точка № 5. Крыша. На всех контрольных точках нашей экскурсии темно и душно, да еще угольная пыль не дает дышать. Благо из котельного цеха есть выход на крышу. Отсюда на территорию ТЭЦ и город в целом открывается прекрасный вид. Здесь можно передохнуть, подышать свежим воздухом и сравнить, как изменилась теплоцентраль после модернизации. Новая часть и выше, и краше, но пока в работу не запущена.

Евгений Яценко работает на ТЭЦ Бишкека с 1994 года. Как и многие, начинал с помощника машиниста. Потом стал начальником смены в турбинном цехе. Во время модернизации теплоцентрали его назначили куратором проекта.

— Оставшееся оборудование довольно старое. Не бывает сбоев?

— Это железо, у него есть свойство ломаться. Мы должны обеспечивать город водой и электричеством. При поломках вводится резервное оборудование.

— Горожане не понимают, что произошла поломка?

— Они могут почувствовать понижение температуры. Конечно, бывали внештатные ситуации — и свет отключали, и аварии происходили. Но на потребителях это не должно сказываться.

— После модернизации вам должно быть легче...

— Оборудование прошло госприемку. Персонал проходит обучение, так как имеются некоторые различия. В ноябре его готовят к запуску. Завод-изготовитель дает год гарантии. Будем проверять.

Круговорот воды и пара на ТЭЦ Бишкека продолжается. И уже мало кто задумывается о том, благодаря кому создается привычный комфорт. Централь бесперебойно работает на протяжении 60 лет. Почти 1,5 тысячи человек круглосуточно следят за тем, чтобы в домах горожан были привычное тепло и горячая вода.

Популярные новости
Бизнес