В Кыргызстане презентовали итоги последнего раунда исследования образовательных достижений учащихся 4-х и 8-х классов. Гордиться нечем, особенно удручает ситуация по математике. А впереди наших школьников ждет международное исследование PISA. 24.kg остановилось на основных моментах разработанного и проведенного Центром оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО) исследования.
Что такое НООДУ и зачем это нужно
Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ) проводят с 2007 года. За это время было всего пять раундов исследования. В последнем участвовали более 6,5 тысячи учеников 105 школ. Тест провели в 2021 году, но итоги презентовали только в ноябре 2023-го.Исследование выявляет сильные и слабые стороны школьного образования, его первостепенные нужды, показывает изменения со времени предыдущего исследования. Результаты должны стать основой для дальнейших реформ сектора.
Что умеют четвероклассники
Наиболее высокие достижения выпускники начальной школы показали по родиноведению: около 60 процентов имеют результаты на базовом уровне и выше. Прогресс эксперты связывают с введением в 2016 году новых учебных комплексов для 3-х и 4-х классов издательства «Аркус».Результаты по чтению и пониманию хуже — почти половина ниже минимально приемлемого уровня. Однако это лучше, чем было.
Чтение и понимание не является отдельным предметом в школе. Его нельзя путать с уроками литературы или родного языка. Чтение — основной инструмент образования, и плохое владение им значительно тормозит получение качественного образования.
Как и в прошлых раундах, четвероклассники из школ с русским языком обучения справлялись с заданиями по чтению лучше, чем учащиеся кыргызскоязычных. Наиболее слабые результаты показали узбекские классы.
Что еще интересно: достижения учащихся в Бишкеке по чтению и пониманию практически не выросли с 2017 года. И хотя разрыв между школами столичными и областных центров/малых городов все еще сохраняется, разница не такая значительная, как раньше.
Это говорит о том, что ученики не имеют знаний и умений, достаточных для дальнейшего успешного освоения программы обучения. Им требуется дополнительная помощь.
Математика как предмет чрезвычайно важна для младших классов. Она развивает устойчивый познавательный интерес, навыки логического мышления, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждений.
Высокий процент учащихся, не достигших по математике базового уровня, негативно сказывается на всем дальнейшем учебном процессе и становится тормозом для изучения других точных наук школьного цикла.
Что умеют восьмиклассники
В отличие от начальной школы, ученики 8-х классов лучше всего справились с тестом по чтению и пониманию — 61 процент показали базовый уровень и выше. У девушек вновь более высокие результаты.В первых двух раундах НООДУ у школьников, окончивших 8-й класс, были очень серьезные проблемы с чтением и пониманием текста. В 2007 году 73,5 процента результатов восьмиклассников были на уровне ниже базового.
Полученные данные позволяют говорить об устойчивых позитивных тенденциях в развитии навыков чтения и понимания в 8-х классах. Улучшения отмечают в школах с кыргызским, русским и узбекским языками обучения.
С тестом по математике ученики справились менее успешно: почти 53 процента не достигли базового уровня.
«Пробелы в математике немедленно сказываются на дальнейших успехах учащихся не только по этому предмету, но и другим, где используют математические знания, — предупреждают авторы отчета. — Если необходимые темы вовремя не изучены и не поняты, создается эффект «снежного кома». В результате ученик перестает владеть ситуацией и становится хронически неуспевающим, возможно, сразу по нескольким предметам».
Почти 69 процентов ответов оказались на уровне ниже базового. Но в 2009 году этот показатель составил почти 90 процентов.
Учащиеся Бишкека по-прежнему показывают наиболее высокие результаты по стране. Некоторый рост достижений по естественным наукам показали школы малых городов и областных центров.
«Положительные изменения, особенно в химии, физике и географии происходят медленно, что, скорее всего, говорит о том, что предпринимаемые в образовании усилия по улучшению преподавания предметов естественно-научного цикла недостаточны или неэффективны либо сочетают в себе оба недостатка», — говорится в исследовании.
Что повлияло на результаты
Согласно выводам ЦООМО, на достижения учащихся повлияли несколько факторов. В том числе нехватка кадров, слабая материально техническая база, недостаток учебников, атмосфера в учебном заведении.В выборку попали более 80 процентов обычных школ, около 12 процентов гимназий, незначительная часть лицеев и учебно-воспитательных комплексов.
Что касается 8-х классов, то в 62 процентах школ, участвовавших в исследовании, не хватает преподавателей. Большее всего — математиков, затем учителей языка и литературы, физиков и географов.
По сравнению с 2017 годом очевидно, что процент школ, испытывающих дефицит преподавателей по целому перечню предметов, не уменьшился, а даже значительно увеличился.
Из отчета ЦООМО
Оснащение младшей школы, судя по ответам респондентов, улучшилось, но все еще недостаточно для успешной учебы.
Во многих школах не хватает даже самого простого и необходимого оборудования для проведения уроков. Недостаточно муляжей, гербариев, образцов полезных ископаемых, не хватает физических приборов (барометров, микроскопов, компасов и других), лабораторного оборудования, компьютеров. Хуже всего оснащены сельские школы.
Не хватает и учебников. Хуже всего ими обеспечены школы с русским языком обучения.
В школах используются учебники разных лет, в том числе очень старые и устаревшие, нет единых подходов, преемственности и последовательности в преподавании предметов. Разные требования приводят к неодинаковым результатам обучения.
То же происходит с программами: их большое разнообразие. При этом почти 44 процента школ работают не по ним, а по учебнику, который у них есть. В этом случае трудно ожидать целостного изучения предмета.
Вызывает тревогу аналитиков растущий процент родителей, у которых отсутствуют положительные ожидания или какие-либо требования к школе по поводу образования своих детей.
Как показало международное исследование PISA, школы, где родители предъявляют высокие требования к образованию детей, достигают больших успехов, чем те, чьи родители пассивны.