Медработники продолжают сталкиваться с нарушением их трудовых прав. Работать бесплатно, получать отказы в выплате компенсаций, быть уволенным — с этими проблемами медики обращают в независимый профсоюз, созданный в январе. Редакция 24.kg поговорила с его главой — Бермет Барыктабасовой.
— На своей странице в Facebook вы написали, что консультантам в службе экстренной консультативной медицинской помощи (бывшей Санавиации) не платят за работу с 2011 года, но они продолжают оказывать помощь кыргызстанцам. Почему так случилось?
— Эта брешь в системе здравоохранения возникла в результате постановления правительства от 26 мая 2011 года «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения». Ирония в том, что положением повышалась оплата труда медиков, но фактически этого не произошло, так как убрали доплаты за дежурство и другие. Кроме того, Минздрав и ФОМС умудрились не внести в Приказ о реализации «Об утверждении Методического руководства по оплате труда» от 8 июля 2011 года доплаты за сверхурочные, ночные, суточные, командировочные в отношении консультантов и экспертов, кто собственно осуществлял эту самую экстренную помощь под громким названием Санавиация. Почему громким? Потому что никакой авиации у экстренной службы республиканского значения нет. Как и у других служб, у МЧС. И на чем добираются врачи до больных? Пешком, на маршрутках, на троллейбусах, на своем авто, на «труповозке» Нацгоспиталя, на санитарных автомашинах, если за пределы Бишкека.
В экстренной консультативной медицинской помощи работают высококвалифицированные врачи. Это не студенты или клинические ординаторы. Когда нужна санавиация? Когда своих специалистов нет, когда условия не позволяют, когда нужен третичный уровень медпомощи...
Бермет Барыктабасова
И что получается? Например, врач, который утром по расписанию провел прием пациентов, потом отдежурил в своем отделении, выходит с работы утром и идет не домой отдыхать, а заступает на новое дежурство в эту самую Санавиацию и... едет, например, в Кочкор. При этом никаких суточных, командировочных ему не положено. Где он будет отдыхать, что есть? Видимо, это никого не волнует.
И кто в итоге платит? Зачастую бензин, питание, командировочные, суточные, консультацию и другие оплачивают сами пациенты из своего кармана, хотя по закону экстренная медицина у нас бесплатная.
В 2015 году Минздрав и ФОМС выпустили совместный приказ «Об утверждении Положения об отделении экстренной консультативной медицинской помощи». Финансистам МЗ было поручено внести предложения по изменению условий оплаты труда в части стимулирования работников отделений экстренной консультативной медицинской помощи. То есть стимулирующих выплат, а не законной оплаты в рамках трудового законодательства за сверхурочные, суточные, ночные, командировочные и так далее. Их выплачивать должны были за счет программы госгарантий. В приложениях 12 и 13 к этому приказу все расписано: как, кому и за что платить, если в организациях здравоохранения открыли центры экстренной консультативной медицинской помощи, они должны передавать раз в квартал ФОМС о выездах. Но никто не сдавал. Кроме того, они должны за девять месяцев вперед планировать и прогнозировать количество вызовов на следующий год, чтобы ФОМС мог рассчитать эти деньги.
Сейчас большая часть вызовов отрабатывается по телефону, но консультанты же в любом случае тратят свое время, значит, их работа должна оплачиваться. Мы будем этого добиваться.
Врачи неоднократно обращались и в профсоюз Национального госпиталя, при котором и работает Санавиация, и к начальству, и к руководителям Минздрава. А воз, как говорится, и ныне там.
А тем временем только в 2021 году консультанты приняли 1 тысячу 239 вызовов.
Бермет Барыктабасова
Необходимо руководству Центров экстренной консультативной медицинской помощи и всех организаций здравоохранений, чьи консультанты вызывались по Санавиации, пересчитать за семь лет все вызовы, отдать отчеты в ФОМС и внести в бюджеты организаций. ФОМС обязан заплатить консультантам в рамках трудового законодательства за их работу. За все годы. И конечно, пересмотреть стоимость работы консультантов. До 2011 года они получали 11 сомов за час дежурства и 33 сома — за одну консультацию. Это издевательство. После 2015 года написано, что должны оплатить все коэффициенты, суточные и так далее. Но этого нет.
— У Минздрава же есть свой профсоюз. В него врачи не обращались?
— Профсоюзы — это защитники прав работников, они должны следить, чтобы они соблюдались работодателем, чтобы не было нарушений Трудового кодекса. Но наш отраслевой профсоюз этим не занимался. При этом вся система здравоохранения отчисляла профсоюзные взносы — 1 процент от заработной платы. Потом почти треть уходила в ЦК профсоюза. Она шла в основном на выплаты заработных плат. Кроме того, он, как наследник того профсоюза, который был в СССР, имел имущество системы здравоохранения: курорты, санатории. Потом все это оказалось передано в якобы общественный фонд ЦК профсоюза с одним учредителем.
Остальные 70 процентов оставались организациям на местах. На них покупались новогодние подарки, проводились праздничные мероприятия и так далее.
По сути, они занимались культурно-массовой работой, а права оставались за бортом.
Бермет Барыктабасова
До COVID-19 была волна насилия в отношении медиков, но профсоюз не стал их защищать. Этот вопрос стала поднимать инициативная группа вместе с Аидой Исмаиловой, которая на тот момент была депутатом ЖК. Начали работать над законом по безопасности медработников. Потом COVID: отсутствие СИЗ, страх, паника, медики начали умирать, их стали отправлять в регионы, но при этом, опять же, без денег, в нарушение трудовых прав... И такая ситуация, когда медиков просто эксплуатируют, продолжается не первый год. Поэтому и появилась идея создать независимый профсоюз и коллеги стали предлагать меня сделать его руководителем. И в январе мы зарегистрировали свою организацию и начали работать.
— И что именно делаете?
— После получения регистрации запросы от коллег просто хлынули. Тут и вопросы увольнения, и безопасность, и, конечно же, выплаты компенсаций тем, кто переболел. Многим отказали потому, что у них диагноз не был подтвержден лабораторно. Кроме того, многие просто не знают, как работает система. Что, например, если есть отказ, то он должен быть не устным, а письменным, с указанием причин. А многие так и не получили таких ответов, все осталось, как говорится, в воздухе. Сказали просто: «Не положено, потому что ПЦР был отрицательным». Но это неправильно. У них же есть диагноз U07.2 (коронавирус, подтвержденный клинико-эпидемиологически). Сейчас по этому направлению тоже начали работать. Запустили анкету, в которой просим указать, кто, с какими формулировками отказывал в выплатах. Кто-то указывает, что не мог собрать документы. Мы хотим восстановить справедливость в рамках Трудового законодательства.
— Как думаете, профсоюзу удастся найти диалог с министерством?
— Время покажет. Пока диалога не получилось. По идее, профсоюз всегда стоит в оппозиции работодателю. Но что тому стоит не нарушать законодательство, права сотрудников? Тогда и профсоюзу не придется вмешиваться.