Сервисы Jardam-ber, migrantcar, портал недвижимости meimаn, три суши-бара — все эти объекты в Москве принадлежат 22-летнему парню из Таласской области Самату Майрамбекову. Он также проводит бизнес-тренинги по маркетингу для мигрантов, берет в управление другие компании.
На проекты Самата Майрамбекова обратили внимание российские издания, отметив, что «мигранты скоро притеснят офисных работников» и «мигранты не хотят работать на других».
Как стать успешным бизнесменом в Москве, Самат рассказал 24.kg.
— Самат, вы уехали семь лет назад. Как встретила Москва?
— Первые годы было очень сложно. Я приехал в Москву за мамой и братом, поэтому у меня не было проблем с жильем и финансами. Но в те годы еще были скинхеды, чувствовалось настроение против мигрантов. В колледже я был почти единственным азиатом, частенько меня задевали. Друзей не было, жил сам по себе. После окончания колледжа устроился в фирму маркетологом. Но с самого начала хотел запустить свой бизнес.
— Откуда столько смелости, чтобы все заработанное пустить на проекты в большом мегаполисе, не имея опыта?
— С четвертого класса начал помогать родителям в наших торговых точках. У нас был кондитерский магазин, пункт обмена валют и компьютерный клуб. С детства на практике прошел бизнес-школу. А обычную школу, если честно, толком не окончил. Учился на двойки и тройки.
В Москве, решив заняться бизнесом, ходил на семинары, курсы, занялся саморазвитием.
Первый бизнес-проект — Jardam-ber. Это сервис разного рода услуг и контактов для мигрантов. Портал сейчас очень успешный. В него инвестируют несколько компаний. Jardam-ber я создал в начале 2017 года, через полгода запустил климатическую компанию.
В начале денег катастрофически не хватало. Запускал проекты, потом из-за нехватки средств приходилось их закрывать или замораживать.
У меня было восемь неудачных проектов. В бизнесе это закономерность. Например, этим летом я закрыл один суши-бар и потерял 1,5 миллиона рублей, но открыл два других.
Самат Майрамбеков.
Среди успешных есть проекты, на которые я особо не надеялся. Например, migrantcar открыл только с целью помочь. Зимой в России очень холодно и депрессивно.
Этот сервис помогает водителям найти попутчиков.
— Как вам удается управлять сразу несколькими компаниями?
— У меня во всех фирмах налаженный механизм, полная автоматизация, хорошая команда и партнеры. Я могу управлять ими с телефона из любой точки мира. Кроме суши-баров в моем управлении пять других подобных кафе.
— Вы работаете в разных направлениях, какое из них для вас ближе и выгоднее?
— Маркетинг.
— Берете на работу соотечественников?
— Да, на кухне суши-баров работают только наши земляки. А в интернет-сферу не беру, потому что у наших соотечественников мало опыта.
Кыргызстанцам, которые собираются в Москву, я бы посоветовал заняться образованием и по приезде найти хорошую работу. Москва дает много возможностей.
— Какие планы на будущее?
— Получить венчурные инвестиции на свои порталы, расширить охват на российском рынке и выйти на рынки СНГ. Открыть маркетплейсы, доски, все виды точек сбыта услуг и товаров для предпринимателей СНГ.
— Не планируете открыть бизнес в Кыргызстане?
-Не вижу в этом смысла. Я почти не езжу в Кыргызстан.