23:17
-3
USD 68.11
EUR 84.18
RUB 1.21

Как в Бишкеке открывали кинофестиваль, на жюри которого оказывали «беспрецедентное давление»

«Мы всего несколько часов тут, а на жюри оказывается беспрецедентное давление, я с таким сталкиваюсь впервые», - откровенничал под конец выступления председатель судейской коллегии режиссер Али Хамраев (Узбекистан) во время открытия кинофестиваля «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов». Зал замер. «Все просят, чтобы мы судили честно и объективно! Так и будем работать…», - заверил он, чем вызвал бурю оваций 12 декабря в большом зале кинотеатра «Манас».

О том, что киносмотр – пятый по счету – действительно беспристрастен, говорил и глава Министерства культуры, информации и туризма. «Я снял два короткометражных фильма, но их не приняли на фестиваль, сказав, что я опоздал по срокам. Это говорит о повысившемся уровне мероприятия», - рассказал Алтынбек Максутов. Чиновник не мог не поделиться цифрами, а потому сообщил, что в 2015 году в республике произвели более 130 фильмов – это и короткометражные картины, и полный метр, и документалистика. «Это лишний раз подтверждает, что кино из всех сфер нашей культуры впереди и, можно сказать, показывает ей направление», - подчеркнул министр.

Директор Департамента кинематографии не мог не прокомментировать отказ по картинам Алтынбека Максутова. «Если бы взяли, они, безусловно, выиграли бы. Правильно сделали, что не взяли», - заявил Мукталы Бектеналиев. Отметил он и вклад, можно сказать, «отца» кинофестиваля – режиссера и продюсера, а с недавнего времени депутата парламента, Садыка Шер-Нияза. «Все мы знаем, что он возглавил один из самых ответственных комитетов (комитет Жогорку Кенеша по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению – прим. ИА «24.kg»), и верю, что он внесет вклад не только в культуру, но и в социальную сферу в целом», - выразил надежду глава департамента.

Садык Шер-Нияз попросил у собравшихся прощения. «Извините, что мы разбудили вас в такой морозный день, обычно в субботу, особенно у кыргызов, принято до 12 дня отлеживаться дома, а мы фестиваль начинаем», - заявил он. Не обошлось и без политики. «В 2010 году, когда в мировых СМИ Кыргызстан презентовали как страну анархии, революций и беспорядков, небольшая инициативная группа решила создать этот фестиваль, чтобы доказать обратное», - вспоминал он.

Говоря о дне сегодняшнем, Садык Шер-Нияз отметил одну несправедливую, по его мнению, закономерность. «Когда я пришел сюда, на меня, вот, (демонстрирует на себе – прим. ИА «24.kg») повесили бейджик – «Руководитель проекта», хотя я давно не руководитель – всеми вопросами фестиваля занимается Фархад Бекманбетов, ему помогают Чолпон Идрисова и Ника Жолдошева. За видео и монтаж отвечают Акжол Бекболотов и Эльдияр Мадаким, отбирают картины такие мэтры, как Актан Арым Кубат, Темир Бирназаров, Эрнест Абдыжапаров, Нурлан Абдыкадыров, - знакомил зал с командой фестиваля Садык Шер-Нияз. - Но я понял, почему они вешают на меня этот бейдж – надо найти виноватого, если что-то пойдет не так».

Но все, в общем-то, прошло как по маслу, если не считать мелких недочетов, вроде слишком многочисленной и суетливой труппы актеров-любителей, однообразно исполнявших сцену съемок фильма под песню, или танцовщицы, отбившейся от общей группы в середине танца. Резали глаз и такие досадные ошибки в презентационных роликах, как написание Узбекистана с маленькой буквы или вариант «Беларусия», тогда как используется что-то одно: Беларусь или Белоруссия. Впечатления от церемонии это не испортило, но, как мелкие крошки в постели, вызывало раздражение. Тем более действо приурочили ко многим памятным датам – рождению Чингиза Айтматова, смерти Алыкула Осмонова и 80-летнему юбилею Толомуша Океева, чья картина «Это лошади» открыла мероприятие.

Остается надеяться, что к следующему кинопразднику эти досадные промахи устранят. Ведь даже солидный Сбербанк России в свое время сделал лейтмотивом рекламной кампании слоган «Да, мы не идеальны, но мы готовы меняться!» Тем более, как подчеркнул Алтынбек Максутов, с 2016 года фестиваль перейдет под юрисдикцию Минкультуры, а, значит, финансирование и содействие ему будут оказывать на государственном уровне.

Это не может не радовать, ведь, как верно заметил Али Хамраев, «фестиваль дает новые имена, а это подпитка национальной культуры». «Когда люди у телевизора в Оше, Бишкеке, Кадамджае видят в короткометражных фильмах не парадную жизнь, а жизнь соседа, внука, бабушки, отца – это прекрасно», - отметил легенда советского киноискусства. Вспоминая эпиграф Расула Гамзатова к книге «Мой Дагестан», режиссер сказал, что «маленькие народы должны иметь острые кинжалы», и признал, что у кыргызского народа нет кинжалов, но зато есть этот фестиваль. «Кыргызстан не только в Средней Азии, но и на всем постсоветском пространстве стоит на первом месте по тому, как воспитывается молодежь», - похвалил председатель жюри. В качестве примера он привел Садыка Шер-Нияза, сказав, что «это человек неуемной энергии, к которому можно подключить провода, и он будет питать целый райцентр». «С него должны брать пример художники, балетмейстеры, да все представители культуры вашей страны» - подытожил Али Хамраев.

Возможно, мэтр и прав. Похоже, только при таком раскладе в Кыргызстане могут появиться «острые кинжалы».

Справка ИА «24.kg». Фестиваль предполагает не только показы картин-участников (13 в международном конкурсе и 9 в национальном), но и ретроспективу фильмов-победителей прошлых лет. В рамках киносмотра предполагается такое узкоспециализированное мероприятие, больше подходящее для кинопавильонов и кинорынков, как презентация техники известной немецкой компании-производителя киносъемочной техники. Все желающие смогут посмотреть фильм «Поклонник» (1973) Али Хамраева, а потом посетить его мастер-класс.

Фото предоставлено дирекцией кинофестиваля

Бизнес