05:10
USD 86.80
EUR 91.71
RUB 0.87

Назим Меликов: Театр - самая успешная модель существования, которую придумало человечество

В Бишкеке проходит V Международный театральный фестиваль «Арт–Ордо», который продлится до 23 октября. В его рамках покажут 15 спектаклей - 12 конкурсных и три вне конкурса.

Накануне открытия форума корреспондент ИА «24.kg» за чашкой чая встретилась с представителями Таджикского государственного молодежного театра имени М.Вахидова – главным режиссером Шавкатом Халиловым, режиссером Назимом Меликовым и завлитчастью Мухаммадулло Таваровым, которые ответили на некоторые вопросы.

Шавкат Халилов: Наш театр приезжает в Бишкек на фестивали уже третий раз. В 2008 году «Арт-Ордо» был посвящен народному писателю Чингизу Айтматову, тогда наш молодежный театр со спектаклем «И дольше века длится день…» удостоился победы в трех номинациях. В 2012-м мы приезжали сюда на Фестиваль уличных театров, где показали спектакль «Ночь вдали от родины» в постановке Назима Меликова. В этом году нам посчастливилось привезти спектакль «Иштибох» по произведению Альбера Камю «Недоразумение» в постановке Назима Меликова. В 1990-е годы в Центральной Азии проводился замечательный фестиваль «Навруз», однажды он шел в Бишкеке. Тогда мы победили в пяти номинациях. Так что молодежный театр имени М.Вахидова имеет давние традиции. Мы связаны с другими театрами Центральноазиатского региона крепкими творческими узами.

- Расскажите о своем театре. Каким тенденциям и влияниям он подвержен, есть ли в нем текучка кадров?

- Проблема с кадрами сегодня есть, пожалуй, везде. Наш коллектив не исключение. Я сам однажды уходил и возвращался (улыбается). В общей сложности работаю в нем более шести лет. У нас в театре нет проблем с творческими вопросами, а с кадрами есть. Думаю, текучка началась с распадом Союза: именно тогда стала уменьшаться господдержка в техническом оснащении, финансовом, выпуске новых спектаклей, практически исчезла поддержка молодых творческих кадров (обеспечение их жильем, зарплатой).

- Сколько за театральный сезон вы ставите премьер?

- О, здесь мы можем даже похвастаться: именно в нашем Молодежном театре сейчас работают три профессиональных режиссера. Даже академический театр порой не имеет таких ресурсов. А мы даем шанс ищущим себя в режиссуре талантливым людям, актерам попробовать поставить спектакль. Так внутри театра появилась своя внутренняя творческая лаборатория.

Есть проблемы и с драматургией. Нам, режиссерам, самим приходится искать тот материал, который сегодня действительно волнует и цепляет зрителя, самим додумывать, дописывать пьесы под сегодняшние реалии. Похвастаю еще немного: несмотря на финансовые сложности, мы умудряемся выпускать еще по три-четыре спектакля вне плана. Я посчитал, сколько у нас спектаклей в репертуаре. Чисто фундаментальных более 20, и это кроме детских постановок. А наш зритель – это студенты, школьники. И мы стараемся соответствовать их требованиям.

- Назовите спектакли, идущие сейчас.

- «И дольше века длится день…» по Чингизу Айтматову, «Шахнаме» Фирдоуси, «Богатая женщина» Али Амирли. Недавно состоялась премьера спектакля «В субботу вечером» по мотивам произведения Мара Байджиева. Это вторая постановка данного спектакля. Сейчас она предстала зрителю уже полностью переведенной и переименованной на таджикском языке. Получилась очень интересная трагикомедия.

Конечно, у нас есть намерения восстановить некоторые ранее шедшие спектакли. Однако наряду с этим мы продолжаем поиск нового драматургического материала, новых форм его подачи. И мы ставим те спектакли, для которых у нас есть соответствующий актерский ресурс. Несмотря на то что у каждого из наших режиссеров есть собственное творческое видение, мы все работаем для зрителя.

- К слову, о зрителях. Как в Таджикистане посещают театр, ваш, в частности?

- Как и везде, пожалуй, не очень активно. Есть категория истинных театралов, которые приходят на все премьеры и спектакли. Таких зрителей мало, к сожалению. Но мы боремся за зрителя. В добровольно-принудительном порядке, как в советское время, не получается… Но есть мечта, чтобы зритель сам ходил на спектакли, и мы стремимся воплотить ее в жизнь. 


Назим Меликов:
Сейчас зритель ходит на легкие спектакли, комедии в основном. На ту же «Богатую женщину» Али Амирли, например, «В субботу вечером» Мара Байджиева. В принципе, у каждого спектакля есть свой зритель.

- Почему вы решили поставить «Иштибох» («Недоразумение») по А.Камю, что привлекло вас в нем? Ведь именно этот спектакль вы покажете у нас на фестивале «Арт-Ордо» 22 октября.

- Это не совсем наше решение. Мы предложили на рассмотрение оргкомитету фестиваля несколько спектаклей, и были выбраны «Иштибох» и «В субботу вечером». Мы остановились на «Иштибохе», полагая, что с помощью этой постановки можем показать лицо нашего театра. В ней заключены и новое видение режиссуры, и новое прочтение данной пьесы, и исполнительское мастерство актеров.

Известная среди театралов, драматургов, режиссеров и критиков пьеса Альбера Камю «Недоразумение», рассматриваемая исследователями как вариант современной трагедии рока, впервые была опубликована и поставлена на сцене в 1944 году. Основным идейным стержнем произведения является отчужденность, неприкаянность человека в мире людей, невозможность пробить не только глухую броню взаимонепонимания, но и враждебного молчания мира. Камю делает попытку пересмотреть свои прежние позиции, «установить границы между дозволенным и недозволенным». В этой пьесе легко обнаруживаются структурные элементы трагедии, выделенные Аристотелем: «узнавание», то есть переход от незнания к знанию, и «перелом», то есть изменение ситуации на противоположную, что является следствием этого «узнавания»…

В нашем театре я поставил «Иштибох» в 2014 году. Взялся за пьесу, потому что меня волнуют многие вопросы, поднимаемые в ней Камю: что составляет смысл существования жизни на земле, в чем миссия человека и почему люди убивают друг друга, почему совершаются самоубийства и что происходит в такие моменты в мозгах у людей? Насколько мне удалось раскрыть эти темы, судить зрителю.

- Как вы считаете, зрителю, не знающему таджикский язык, будет понятен столь глубокий смысл постановки?

- Я постарался через символы, через некоторые детали передать смысл. Человек живет в этом мире, словно в лабиринте, и каждый раз у него тупиковое состояние между многочисленными выборами, которые нужно делать. В жизни мы получаем много знаков свыше, которые нужно уметь вовремя заметить, понять. Нужно слушаться законов Вселенной, по которым она создана. Если законы рушатся, значит, человек выходит за грань дозволенного…

Нормальный театральный зритель поймет наш спектакль. Есть выразительные средства, пластика, музыка, взаимоотношения актеров со зрителями… Здесь не обязательно нужен переводчик. Спектакль имеет точные режиссерские решения - пластика, игра актеров, пространственное и музыкальное оформление. Зритель поймет спектакль, повторю.

Самая успешная и уникальная модель существования, которую придумало человечество, это театр. Потому что лаборатория театра всегда исследует мозг человека, его душу. А душу Бог дал только человеку. Возвращаясь к проблеме посещения в настоящее время зрителями театра, скажу, что его посещают избранные люди.

- Чем полезны фестивали, подобные «Арт-Ордо», его участникам и зрителям?

Мухаммадулло Таваров: Дело в том, что наши театры немного оторвались от жизни. Каждый день перед нами встает тысяча моральных проблем – сделать что-то или нет, чтобы сохранить семью; в день мы, наверное, нарушаем сотни мелких, как считаем, нравственных норм… Театр должен держать руку на пульсе общества, он должен отвечать нравственным, духовным потребностям народа. Мы немного отошли от этого в своих национальных и городских театрах, хотя должны поднимать и отражать мысли, чаяния, радости и горести своего народа, его историю. Тогда не будет проблем со зрителем. Нашему театру не хватает мужества признать то, что он немного отстает от жизни.

На международные фестивали, подобные «Арт-Ордо», выносятся лучшие спектакли из разных государств, театров, лучшие постановки различной направленности. В театре очень важен фактор времени: если в работах найти точки соприкосновения истории и современности, то зрителей в зале всегда будет много. На театральных фестивалях методы, стили, решения всех этих профессиональных вопросов обсуждаются на более высоком уровне. Этим фестивали полезны, нужны. В жизни важно общение. Мы все давно живем в своих республиках, варимся в собственном соку, так сказать. А может, какой-то театр в соседнем государстве давно уже решил ту проблему, над которой ты бьешься не первый год. Поэтому театрам надо встречаться чаще, больше общаться, обмениваться мнениями, тогда и в зале всегда будет зритель. 

Фото ИА «24.kg».

Бизнес