04:22
USD 86.80
EUR 91.06
RUB 0.82

Эрнест Латыпов: Мало поступить в Мариинский театр, важно танцевать в нем

В субботу на балете Л.Минкуса «Дон Кихот» то и дело раздавались шквал оваций и возгласы ликования. В главных партиях на сцене Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева выступили артисты знаменитого российского Мариинского театра (Санкт-Петербург), лауреаты международных конкурсов Оксана Бондарева (Китри) и наш земляк, кыргызстанец 23-летний Эрнест Латыпов (Базиль). Особое вдохновение Эрнеста на родной сцене, высокие виртуозные прыжки и поддержки на вытянутой руке не могли не покорить бишкекчан. После спектакля Эрнест Латыпов любезно согласился дать интервью ИА «24.kg».

- Эрнест, сегодня у вас состоялся своеобразный дебют в искрометной партии Базиля здесь, на родине. Как вы себя чувствуете на этой сцене, в окружении родной публики?

- Было очень волнительно танцевать! Волнительней, чем в Мариинском театре, в Большом или на других сценах мира. Потому что это моя родная земля, я здесь жил до 11 лет, прежде чем родители отправили меня в Санкт-Петербург, в Академию русского балета имени А.Я.Вагановой. Потому что на спектакль пришли все мои родные: бабушка, дедушка, тети, дяди… Все пришли смотреть, и они же давали мне необыкновенную энергию.

- Чем были для вас годы Вагановки, что получили для себя как будущего артиста балета? Каких учителей встретили?

- Мне повезло, прежде всего, с педагогом начальных классов Людмилой Ивановной Комоловой, считаю ее одной из лучших специалистов в странах СНГ и в мире. Она работала над нашими физическими данными, формой, а потом уже меня взял балетмейстер-репетитор Геннадий Наумович Селюцкий, у которого я выпустился в академии. Мы работали с ним над техникой, над чистотой движения. Потом начали работать в театре. Несомненно, я благодарен этому легендарному педагогу, который работал и с Фарухом Рузиматовым, и с Леонидом Сарафановым, с другими танцовщиками мирового уровня.

- Наверное, вас и не зря с ними сравнивают сегодня. Вы танцуете на сцене Государственного академического Мариинского театра, в балетную труппу которого вас приняли сразу по окончании учебы в 2012 году. Что было сделано вами для этого?

- Работал очень много. Чтобы поступить в Мариинский театр, должно быть огромное желание. И не просто попасть туда, а важно танцевать в нем, чтобы не сидеть или не стоять в спектакле с опахалом. Ничего не получится, если не будешь каждодневно работать над собой, с утра просыпаться, приходить раньше всех и 12 часов проводить в зале.

- В прошлом году на сцене театра состоялся ваш дебют в балете «Дон Кихот», по мнению многих, очень успешный. Какие еще были дебюты?

- Еще студентом академии я станцевал Принца в «Щелкунчике» на этой сцене, а в этом году исполнил эту роль уже как артист театра. Освоил очень сложную партию в «Рубинах» в балете «Драгоценности» Джорджа Баланчина. В Америке, на больших гастролях театра в Вашингтоне и Нью-Йорке, выступил в не менее тяжелой сольной роли Розы в «Видении розы» (хореография Михаила Фокина), когда вся партия исполняется на одном дыхании, дебютировал в трио в балете «Пахита»…

- По отзывам балетоманов, вы покорили и американскую публику: фантастичен, великолепные линии, самые поразительные кабриоли…

- Принимала публика очень хорошо, не так, как в Санкт-Петербурге, где зритель избалован, ходит в театр часто, а спектакли идут каждый день. Бывают неистовые аплодисменты, как сегодня в Бишкеке, но не так часто.

- Вы – лауреат международных конкурсов (бронзовая медаль в Москве в 2013-м, две серебряные медали на «Арабеске» в Перми в 2014-м), премии «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Это несомненный успех за столь короткое время работы в театре. А кого вы назвали бы для себя маяком, кумиром в балетном искусстве?

- Особых кумиров не должно быть. Каждый танцовщик индивидуален, но можно поучиться, например, каким-то техническим приемам перед прыжком и так далее. Я учился с детства у Михаила Барышникова, Фаруха Рузиматова, а из нынешних танцовщиков – у Леонида Сарафанова. Можно перечислять много танцовщиков высокого класса. И Владимир Шкляров у нас в театре есть. Когда стоишь рядом с другими солистами, учишься у них, и, может быть, они учатся чему-то у меня.

- Ваш папа Эрик Латыпов - художественный руководитель хореографического ансамбля танца «Шаттык». Казалось, дорога ваша была предсказана. А что для вас балет?

- Если честно, после такого долгого пути, который прошел и которым еще иду, трудно представить себя в другом качестве. Я даже не знаю, кем бы я мог стать. В детстве мечтал быть футболистом. В общеобразовательных предметах я не отличался. «Пятерки» у меня были по спецпредметам – по классике, дуэту, характерному танцу. Может быть, стал бы характерным народным танцовщиком. Балет, я думаю, - это мое предназначение.

- С какими партнерами вам интересно работать? Зависит ли от них, как вы себя чувствуете в роли?

- Конечно, должен быть контакт - глаза в глаза. Сколько бы ты фуэте ни вращал, как бы высоко ни прыгнул, должны быть органика, взаимоотношения с партнером.

- Сегодня с Оксаной Бондаревой у вас был великолепный дуэт, и ваша энергетика просто завела публику. Конечно, можно тут отметить и наш дуэт Марата Сыдыкова (Эспада) и Мадины Минжилкиевой (уличная танцовщица). С кем еще у вас складывалась подобная магия контакта?

- Со многими балеринами было приятно танцевать. Могу назвать Олесю Новикову, прима-балерину Большого театра Екатерину Крысанову…

- Какие роли из того, что станцовано, стали близки?

- Близок сердцу, я думаю, все-таки Золотой раб из «Шехеразады», потому что я родом из Кыргызстана и чувствую восточную нить.

- Какие еще партии хочется станцевать?

- Я готовлю потихоньку партию Солора из «Баядерки», буду работать над ролями принцев Дезире из балета «Спящая красавица» и Зигфрида из «Лебединого озера».

- Очень важно, что сегодня в театре состоялся вечер памяти народного артиста КР, доктора искусствоведения Роберта Уразгильдеева. Как вы думаете, что такое преданность балету?

- Как раз Роберт Хасанович с начала жизни своей до конца был предан балету. Когда я занимался у папы в ансамбле «Шаттык», он приходил на выступления. Очень было приятно, что рядом с нами был не только великий педагог, профессор и танцовщик, но и великий человек. В последнее время он тяжело болел, но не показывал вида. Я летом с ним встречался, он был в хорошем настроении, и мы планировали станцевать либо «Дон Кихота», либо «Бахчисарайский фонтан» здесь в мае, когда ему исполнилось бы 80 лет, но, к сожалению, Роберт Хасанович не дожил. Я думаю, он сегодня сидел в партере и смотрел спектакль. Человек, который посвящает свою жизнь балету, должен быть фанатиком. Может быть, даже немного ненормальным. Потому что, если к этому относиться как к профессии, к работе, станцевал и деньги получил, можно заканчивать. Так не должно быть. Ты должен танцевать и искать каждый раз что-то новое. И каждый спектакль должен открывать для тебя новые грани.

- Ну, а жениться-то вы собираетесь?

- Может быть, через год-два.

- И кандидатура на роль невесты есть?

- Есть, и она балерина.

- Замечательно. И последний вопрос. Когда же кыргызский зритель встретится с вами вновь?

- Кыргызский зритель очень добрый. Я с удовольствием буду приезжать и танцевать для него, причем бескорыстно. Здесь моя семья, мои родные, я об этом не забываю никогда.

- Успехов вам в творчестве и счастья!   

Бизнес