Кыргызстан в мае 2015 года вступит в Евразийский экономический союз, но амбициозные планы все еще на бумаге. Есть только предпосылки для роста экономики за счет экспорта, в первую очередь - продовольствия. Представление об этом обыватель имеет весьма и весьма отдаленное. Между тем перспективы для местных фермеров открываются большие, но без кооперации, похоже, не обойтись. Каковы же реальные инструменты продвижения продукции за рубеж? И как правильно организовать экспорт, чтобы была выгода и фермеру, и чтобы от неминуемой инфляции не пострадали потребители?
Хорошо забытое старое
Слова «райпотребсоюз» и «заготконтора» из советского прошлого звучат жутко несовременно и напоминают побитое молью старое пальто. Но в преддверии вступления страны в ЕАЭС, по сути, сегодня пытаются восстановить именно ту систему, но уже под другим, более современным названием - транспортно-логистический центр. Как ни крути, но заготовительные конторы, которые существовали в недавнем прошлом, были очень эффективными и хорошо себя зарекомендовали. Это признают сегодня многие экономисты.
Заготконторы входили в районные потребительские союзы - кооперативы, созданные государством. Это были очень богатые предприятия – им принадлежали огромные помещения, складское хозяйство, транспорт, холодильное оборудование. У них были свое транспортное депо, комбинаты для фасовки и переработки сырья. Самое главное, у заготконтор были финансы.
По сути, процесс выглядел так: скупщики на грузовиках добирались в каждое село, даже в самую глубинку, и скупали все, что жители (члены кооператива) могли предложить: зерно, скот, шерсть, шкуры домашних животных, пушнину, яйца, яблоки, чеснок и так далее. Все это отправляли в районный центр, в область, а затем централизованно - за рубеж.
За сданную продукцию сельчане получали живые деньги. Был вариант обмена продуктов на товары народного потребления – к примеру, за 5 десятков яиц женщины могли получить шерстяной японский платок, еще за какое-то сырье – плуги или другие инструменты для хозяйства.
А городские жители благодаря заготконторам были обеспечены фруктами, овощами по доступным ценам. Многие помнят, что на въезде в город были построены овощехранилища. Конечно, не все было идеально – бывало, и картофель продавали вялый, и яблоки не ахти какие, но это уже вопрос качества работы завхоза, управленцев, или менеджеров по-современному.
В этой цепочке немаловажное значение имело то, что люди на селе были заняты. Имея даже небольшой огород, сельчанин был уверен, что осенью получит кое-какой доход. Очень рациональный подход, согласитесь. Но при этом каждого предупреждали о том, какие требования предъявляются к товару. К примеру, яблоки следовало собирать вручную, оборачивать в бумагу, чтобы не было среди них битых, – и складывать в деревянные ящики (ящиками снабжал кооператив). К слову, битые яблоки, груши тоже принимали для производства сока, но по более низкой цене.
«Вокруг Бишкека были огромные заводы: мелькомбинаты, мясокомбинаты, хлебокомбинаты, овощехранилища», - рассказывает академик Джамин Акималиев, в 70-е годы возглавлявший крупный Сокулукский район в Чуйской долине. Он наизусть помнит объемы продукции, которые республика поставляла тогда в союзный центр: «Кыргызстан в те годы поставлял около 40 тысяч тонн высококачественной тонкорунной шерсти в РФ и Украину (с 1 килограмма шерсти получали 3 качественных мужских костюма). Деньги в кассу поступали уже через 10 дней – настолько слаженная это была система. Более 100 тысяч тонн «белого золота», то есть хлопка, уходило на Ивановскую фабрику. Мяса – не менее 100 тысяч тонн. В Москву, Ленинград тоннами поставляли грецкий орех, лук. Мы обеспечивали сахаром всю Среднюю Азию. Если потребность человека в сахаре – 35 кг в год, мы производили 76 кг. А теперь 90 процентов сахара сами импортируем из Беларуси и России».
А вот по мнению нынешнего министра экономики Темира Сариева, система заготконтор изжила себя. «Сегодня на замену ей должен прийти торгово-логистический центр, - пояснил он ИА «24.kg». - Мы должны использовать новейшие технологии. В этих центрах должно быть оборудование для фасовки и первичной обработки, холодильники. У них должны быть контракты с потребителями, чтобы обеспечить необходимым объемом поставок».
Но факт остается фактом: хоть как назови систему поставок, но когда-то республика отправляла тысячи тонн продукции на экспорт. Почему у современных менеджеров не получается?
Пресловутые «но»…
Одна из основных причин – все то, чем владели заготконторы, давно перешло в частные руки. Огромные склады, территории уже не принадлежат государству. Хотя в большей части своей они так и пустуют, в лучшем случае сдаются в аренду либо перепрофилированы.
Гульнара Ускенбаева, представитель Ассоциации поставщиков КР, считает, что без участия государства сами предприниматели не смогут наладить поставки в Россию и другие страны ЕАЭС. «Самый дешевый способ отправки грузов – это железная дорога. Но даже его предприниматели не потянут ни в одиночку, ни даже скооперировавшись, потому что производство у нас мелкотоварное. Грузить-то предстоит вагоны продукции. Поэтому нужны огромные складские помещения плюс железнодорожная ветка, как это было у маслосырбазы, которая когда-то существовала. Сколько бы ни ругали Союз, но заготконторы – это была классная система», - говорит она.
Еще одно «но». «Сегодня обещают горы нашим фермерам, мол, у них будет возможность обогатиться. Даже если будет организован транспортно-логистический центр, то какую продукцию он будет собирать? - реалистично рассуждает Гульнара Ускенбаева. - Тут и возникает вторая проблема. Говоря простыми словами, один фермер привезет белый картофель, другой – красный, третий – желтый, и что получится? Разнобой, а ведь партия – это однородный товар, товар одного сорта. Поэтому уже сегодня нужно работать с фермерами. А кто это будет делать? Минсельхоз? Нужно организовать фермеров: обеспечить одинаковыми семенами, научить правильно выращивать, собирать».
Претензии к ведомству высказывает и ученый-агроном Джамин Акималиев: «Когда поднимают вопрос о том, что Минсельхоз должен взять на себя роль координатора фермеров, то там отвечают, что могут только консультировать. Но как наладить крупные поставки, если сегодня 320 тысяч (!) мелких разрозненных хозяйств?»
«Зачатки» экспорта
«Все нужно начинать с нуля. Мы у разбитого корыта. За 24 года разрушена вся материально-техническая база. Для того чтобы государство и фермеры имели выгоду от вступления в ЕАЭС, нужно хотя бы создать условия для образования кооперативов, пусть они будут хоть государственные, хоть на основе государственно-частного партнерства. А что сделано сегодня? Ничего! Ни комбинатов, ни логистического центра, ни ветеринарной лаборатории, ни сертификации, - справедливо возмущается Джамин Акималиев. - Для этого нужен организатор. Иначе нишу займут перекупщики при крышевании чиновников, как это произошло с фасолевым бизнесом. Или те же перекупщики мяса: фермеры сдают его всего по 200 сомов, а перепродают его спекулянты по 380 сомов. Если не устанавливать цены, то ни государство, ни фермер не получат никакой выгоды от вступления в ЕАЭС».
По отношению к некоторым продуктам уже сложились отдельные сети приемки: это касается фасоли, молока, малины, клубники. Но оптовая цена за приемку молока составляет, к примеру, всего 12 сомов, тогда как в розницу оно поступает по 25-30 сомов за литр. Практика показывает, что даже такие расценки позволили многим улучшить свою жизнь, гораздо важнее – гарантированный и стабильный сбыт. Так, в селе Кунтуу, что в 20 километрах от Бишкека, многие жители вполне успешно ведут домохозяйство на малине. Выращивают ее необязательно на полях - достаточно большого огорода в 20 соток, чтобы летом в сезон получить доходы около $3 тысяч и более.
Нурлан Дуйшеев, представитель ветеринарной палаты по взаимодействию с госорганами, считает, что посредники между производителем и переработчиком все же должны быть, а также между переработчиком и маркетинговыми структурами. «И эти фирмы должны быть частными. Однако создавать условия для их возникновения должно государство. Это и преференции, освобождение от налогов на год, а то и на 5 лет, льготное кредитование, фьючерсные контракты, чтобы у поставщика были гарантии, что он получит необходимый объем продукции. Поскольку речь идет не о 100-200 тысячах сомов, а о миллионах инвестиций. Сегодня нет ни одного государственного хранилища фруктов и овощей, те базы, которые были когда-то у заготконтор, давно приватизированы и перепрофилированы. И возвратить их будет весьма сложно», - делает неоптимистичные выводы экс-статс-секретарь Министерства сельского хозяйства.
О том, что перекупщиков должно контролировать государство, говорит и экономист Джумакадыр Акенеев. «Торгово-логистические центры и будут выполнять функции прежних заготконтор, это была очень эффективная система, - поясняет он. - Но если раньше государство на закуп овощей и фруктов давало деньги, то сегодня это уже невозможно. Эти центры должны быть основаны на принципе государственно-частного партнерства, поскольку не должны допускаться такие случаи, когда, например, казахские перекупщики устанавливали цену на картофель всего 5 сомов, а продавали у себя по 30-40 сомов, или клубнику брали здесь по 60, а там уже – за 250 сомов за килограмм продавали. Обязательно должны быть пункты переработки сырья, поскольку продукция дороже сырья».
«Сейчас нужно занять нишу, пока она свободна, и налаживать производство и экспорт, тем более что отечественная агропродукция считается экологически чистой. Нам бы хватило одного закрепленного за нами региона России, в который мы поставляли бы свою продукцию, - с оптимизмом настроен Джумакадыр Акенеев. - Сегодня в республике производится только третья часть того, что она поставляла в союзные времена. А значит, есть возможность для роста».
Возможности для роста однозначно есть. Однако все дело в том, кто раньше воспользуется ими, – перекупщики, которых будут крышевать чиновники, или государство, радеющее за потребителя.