До конца 2016 года полтора месяца, но мировые финансовые институты подводят итоги года и делают прогнозы. На днях свое видение экономического будущего КР представило представительство Международного валютного фонда в стране.
Кризис отступает, но развиваться пока не дает
Рост экономики региона Центральной Азии и Кавказа в этом году ожидается на уровне 1,3 процента. Это связано с тем, что Казахстан и Азербайджан переживают глубокий кризис. Нынешний рост ВВП - самый низкий за последние 15-18 лет.
- Если исключить страны-экспортеры нефти, то рост в регионе составит около 3,7 процента, в основном благодаря более высоким темпам развития Армении и Грузии.
Кыргызстан находится между двумя группами стран. Летний прогноз МВФ по росту ВВП страны существенно не изменился. Ранее специалисты предполагали, что он по итогам года составит 2,1-2,2 процента.
В следующем году МВФ ждет замедление падения экономик Центральной Азии и Кавказа и даже их небольшой рост. Этого удалось достичь, в том числе, и фискальным стимулом. Им воспользовались страны, не экспортирующие нефть. Кыргызстан не исключение.
Другими словами, у КР больше нет возможности использовать расходы государства, чтобы поддержать экономическое развитие.
Другой механизм, которым удалось смягчить влияние внешних шоков, – обменный курс. Это использовали как экспортеры нефти, так и импортеры нефтепродуктов.
- Однако падение курса привело к увеличению инфляции. В тех странах, которые ушли от зафиксированного курса валюты, рост инфляции был более бурным.
В МВФ отмечают, что нынешний мировой экономический кризис серьезно скажется на всех странах. Ждать после него возвращения к прежним позициям не стоит.
С 2017 по 2020 год ожидается рост по региону Центральной Азии и Кавказа в районе 4 процентов. Это ровно половина роста предыдущего десятилетия.
Рост госдолга КР - один из самых высоких в Центральной Азии
По итогам октября Международный валютный фонд пересмотрел прогнозы по уровню государственного долга. Если в первом полугодии МВФ прогнозировал, что внешний долг КР превысит 70 процентов ВВП, то сейчас речь о 62-63 процентах.
Пересмотр связан с изменением динамики обменного курса и замедлением выполнения программы госинвестиций (ПГИ). Часть проектов ПГИ, которые планировалось финансировать за счет внешних вливаний, отложили.
- Даже при доле госдолга к ВВП в 62 процента у КР отмечен самый высокий уровень долга и его рост в регионе. Больше показатель только у Казахстана.
Начиная с 2014 года страны-экспортеры нефти потратили примерно $20 миллиардов из своих сбережений (эквивалентно почти 6 процентам их ВВП в 2015 году) на финансирование дефицита бюджета. При этом рост государственного долга во многих странах-экспортерах и импортерах достиг двузначных показателей, хотя и продолжает большей частью оставаться умеренным.
Кыргызстан может гордиться сомом
В МВФ считают, что заявления некоторых экономистов о переоцененности сома необоснованны.
При этом стране не стоит придерживаться определенного курса. Главное, чтобы он отражал экономические реалии и балансировал нужды финансового сектора, инфляции, реального сектора. В этом отношении опыт Нацбанка КР считается одним из самых успешных в регионе.
Антикризисные рецепты МВФ: за чем следить в первую очередь
Чтобы выйти из кризиса, потрудиться придется немало. Для начала всем странам региона, включая Кыргызстан, стоит задуматься над сбалансированностью фискальной политики.
Стоит внимательно следить за использованием плавающего обменного курса как инструмента поддержки экспорта и национальной экономики. Не стоит забывать, что резкое колебание курса, кроме положительных сдвигов, может серьезно ослабить финансовый сектор.
Самым главным для успешного выхода из кризиса МВФ считает необходимость структурных изменений. Проблемы есть как у экспортирующих нефть стран из-за их зависимости от стоимости сырья, так и у импортеров нефтепродуктов из-за высокой доли денежных переводов в структуре ВВП. Именно от данной зависимости МВФ рекомендует уходить.